Архив публикаций

03.12.13   Крепостные и забытые

Портрет Иоакинфа, или о том, как делаются маленькие открытия

Портрет ИоакинфаЭтот портрет издавна хранился в фондах Березниковского краеведческого (сегодня историко-художественного) музея и выставлялся с записью – «архимандрит Пыскорского монастыря Иоакинф, холст, масло, неизвестный художник». На нём изображён церковнослужитель в традиционном облачении.

Суровый взгляд карих глаз, орлиный тонкий нос, поджатые губы, морщины на лбу и вокруг глаз выдают образ пожилого и властного человека. В нижнем левом углу картины, еле читается надпись: «архимандрит Иоакинф по переводе Пыскорского монастыря в Соликамский монастырь настоятелем оного злоумышленниками убит 31 января 1793 года, погребён в Благовещенской церкви монастыря».

«Пермские епархиальные ведомости», сохранившие предания о Иоакинфе, поведали, что архимандрит возглавлял Соликамско-Пыскорско-Преображенский монастырь с 1776 по 1793 г. «Главным его делом» была организация перевоза братии и имущества Пыскорского монастыря из Лысьвы в г. Соликамск и подготовка к переводу его в г. Пермь. До этого Иоакинф служил в Долматовском монастыре и проявил себя как тиран и самодур.

Монашествующее духовенство не раз жаловалось в Синод на самоуправство и жестокость настоятеля: «наказав монахов плетьми, принудил в окровавленных одеждах совершать литургию…», «взвалил на служителей труды, превышающие человеческие силы, при обзоре работ бьёт нещадно плетьми за неисполнение». Тобольская духовная консистория и Исетская провинциальная канцелярия были вынуждены даже проводить проверку по доносу монахов.

Не найдя в делах настоятеля «ничего предосудительного» его перевели в Пыскор. Почти 30 лет Иоакинф «правил» пыскорскими монахами, которые не раз жаловались на чрезмерную строгость и злоупотребления архимандрита: содержал 40 своих личных лошадей, привезённых из Долматова, на монастырских пастбищах, нещадно бил провинившихся служителей и приписных к монастырю крестьян. Не желая вмешиваться в дела епархии, Пермское наместничество вынесло приговор - «строгость архимандрита иногда переходит границы».

Против архимандрита зрело недовольство, и состоялся заговор. Членами его, вероятно, были монахи и пыскорские крестьяне, замученные притязаниями и оброками монастыря. В ночь на 31 января 1793 г. пыскорские крестьяне Андрей Геннадиев, Семён Бурцев, Степан и Михаил Фотиевы, Андрей Борисов пробрались в монастырь, подперли двери в кельи монахов, и, имитируя ограбление, топором зарубили ненавистного настоятеля. Монахи сделали вид, что не слышали криков несчастного.

Знакомясь с архивом Соликамско - Истобинского Святотроицкого монастыря XIX вв. (Соликамский краеведческий музей) мне случайно попали документы монастырских расходных книг. На одной из страничек за 1858 г. стояла запись – «села Нового Усолья служителю графов Строгановых Ивану Мельникову за написание портрета архимандрита Иоакинфа – 3 рубля». Вот он – «неизвестный художник», автор так хорошо знакомого портрета!

Иван Мельников

Открытие потрясло и обрадовало: Березниковский музей обладатель ещё одной картины крепостного художника Ивана Мельникова!

Картины крепостных художников Строгановых вообще редкое явление. Являясь приверженцем популярных в XIX в. идей славянофильства, идеализирующих все древнее, и занимаясь обновлением вотчинных храмов, С. Г. Строганов требовал от своих богомазов «старинного древнего письма», что вызывало необходимость обладания определённым мастерством и навыками.

Пристально следя за работой иконописов, Строганов запрещал им отвлекаться от написания икон. Но запреты, разумеется, нарушались. В этом живописцам в значительной степени потворствовали управляющие и купцы, желающие украсить свои дома картинами.

Так из небытия время от времени появляются редкие произведения крепостных художников. Сегодня в фондах Березниковского музея хранятся две картины И. Мельникова: образы «Святого апостола Петра» и «Святого апостола Павла», созданные для Усольского Николаевского храма. Его портреты крестьян Зуевых входят в собрание Государственного исторического музея, картон новозаветного сюжета «Поклонение пастырей» - Русского художественного музея.

О самом Иване Мельникове сохранилось мало сведений. Известно, что служил он писцом в главном Строгановском правлении, а в 1817 г. обучался иконописи в Нижнем Новгороде. По возвращении писал иконы для прикамских церквей, преподавал рисование в Усольском приходском 2-х классном училище Строгановых (1832-1840 гг.).

Для Соликамско - Истобинского Святотроицкого мужского монастыря писал новые и поновлял старые иконы и хоругви. По договору с Соликамским монастырём в 1849 г. для иконостаса строящейся Скорбищенской церкви выполнил 16 икон. Своё мастерство передавал сыну – Александру, с которым трудился над выполнением монастырских заказов.

Александр Иванович Мельников

Родился в 1823 г. «Способный к рисованию ученик» обучался в Московской художественной школе Строгановых, где, кроме умения владеть кистью получил навыки пения и игре на музыкальных инструментах.

Вернувшись в село Н. Усолье, считался лучшим музыкантом - скрипачом и художником. Из воспоминаний родственников и старожилов Усолья, записанных в 1946 г. директором Усольского районного музея Пименовым, известно, что Александр Мельников по приказанию Строгановского управляющего Ф. Волегова организовал в Усолье театр, к постановкам которого разрисовывал декорации.

Театральную деятельность Мельникова подтверждают и воспоминания одного из усольских «артистов» к. ХIХ – н. ХХ в. Н. М. Лучникова - «…режиссёром и художником был ученик Московского Строгановского училища…». Вероятно, что именно эта любовь к пению и театральному действу А. И. Мельникова привели впоследствии к ошибочному отождествлению его с однофамильцем, певцом Мариинского Императорского театра И. А. Мельниковым (1832 г. Петербург – 1906 г. Петербург), отец которого - Александр Иванович Мельников (управляющий имения князя Васильчикова, а впоследствии коммерсант) - был «вольноотпущенным крестьянином» князя С. М. Голицына.

Более всего Александр Мельников проявил себя как иконописец. Архивные документы свидетельствуют о его работе над росписью фресок Обвинского храма, церкви в с. Искор (Чердынский уезд), Кладбищенской церкви с. Н. Усолье. Для последней, освящённой в 1865 г., он создал 27 икон в царские, дьяческие и пономарские двери.

Александр Иванович Мельников не оставил потомства. Судя по воспоминаниям дальних родственников, он умер в 1882 г. в г. Соликамске, куда был отправлен для выполнения живописных работ. Жена скончалась в 1890/1895 гг. в Соликамской богадельне.

Творчество крепостных художников Мельниковых – малоизученный пласт в истории провинциальной культуры Прикамья XIX в. Исследователей, историков и искусствоведов ещё ждёт не мало открытий, связанных с их именами.

Варнакова О. Н. – старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея.

Березниковская неделя. №48 26.11. 2012 г. С.4



Список записей
Работает на: Amiro CMS