Архив публикаций

27.10.20   Зарубежный опыт учли, но не копировали. (из истории ваучерной приватизации в Березниках Пермской области)

Зав. историческим отделом
Н.В. Сабаш

Становление России на новый путь правового, экономического, социального и политического развития, определился, в первую очередь, переходом государственного имущества в частные руки. Что в полной мере отражает сложный, но динамичный путь развития российской государственности и институтов власти нового государства.

В советской юриспруденции понятие приватизации появилось в конце 1980-х годов. Несмотря на то, что практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, но особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось.

Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом.

Началом первого этапа приватизации имущества расположенных на территории РФ государственных предприятий, регулируемого специальным законодательством, можно считать 1 января 1990 г. – именно тогда вступили в силу Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об аренде от 23.11.89 № 810-1 . Указанный закон регулировал отношения, связанные с выкупом трудовыми коллективами арендуемого ими имущества государственных предприятий как союзного, так и республиканского подчинения. В последующем были приняты постановление Совета Министров СССР от 19.06.1990 № 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и постановление Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах», утвердившие порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества i.

Молодая власть Российской Федерации, вступая на путь приватизации предприятий изучила опыт европейских стран, США. Но учитывая готовность российской экономики и банковской системы, территориальный масштаб страны и количество предприятий выбрали иной путь - приватизация по российской модели.

С 1992 году вся территория Российской Федерации была охвачена ваучерной приватизацией – передача государственных предприятий в частные руки на определенных условиях. С ноября этого же года в стране вводится в действие программа реализации приватизационных чеков. Программа уникальная по масштабам, так как касается буквально каждого человека (от старика до новорожденного)ii.

Для осуществления контроля за процедурой выдачи ваучеров постановлением главы администрации города Березники от 25 августа 1992 года была создана комиссия. В ее функции входило составление, уточнение списков граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, направление списков в отделения сбербанка, контроль за выдачей чеков, решение спорных вопросов, обеспечение наличия самих чеков, разъяснительная работа, достоверность отчетности.

Ожидалось, что передача государственной собственности в частные руки заложит фундамент здоровой экономики, в которой могут быть использованы национальные ресурсы.

Передачу ряда государственных предприятий в частную собственность, в начале 1990-х, невозможно представить без приватизационного чека – ваучера.

В начале сентября 1992 года Государственным комитетом Российской Федерации по управлению имуществом был утвержден окончательный вариант приватизационного чека (ваучера), который получил каждый гражданин России в процессе приватизации.

На государственной ценной бумаге был изображен белый дом на фоне Масквы-реки.

Приватизационный чек являлся ценной бумагой, которая позволяла приобрести акции предприятий, на которых работали граждане либо вложить их в инвестиционные фондыiii.

Номинальная стоимость каждого чека равна 10 000 рублей.


Приобрести акции на ваучеры можно было до 31 декабря 1993 г. включительно.

Первая партия приватизационных чеков в Березники поступила 1 октября 1992 года в количестве 16 тысяч штук, вместо 20 тысяч, как изначально было заявлено в средствах массовой информацииiv. Те, кто не мог приобрести акции ведущих предприятий города, могли обменять приватизационный чек на акции специализированных фондов. Фонды в свою очередь аккумулировали ваучеры и приобретали на них акции различных акционерных обществ. Инвестиционные фонды вкладывали чеки в активы нескольких предприятий, а поэтому предполагалось что риск, связанный с возможностью убыточного вложения чеков, в этом случае значительно уменьшался. В реальности получилось так, что уровень инфляции был значительно выше годовых дивидендов. Вложение ваучеров в инвестиционные фонды предполагалось, наиболее удобным и выгодным решением для людей, недостаточно уверенно ориентирующихся в нарождающемся рынке ценных бумаг.

Выдача приватизационных чеков осуществлялась на всей территории Российской Федерации. Ваучер можно было получить по месту жительства, предъявив паспорт. Чеки выдавались всем гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории, а также детям, родившимся в период выдачи ваучеров, являющихся по законодательству гражданами РФ. Выдача приватизационных чеков осуществлялась Сбербанком России. Списки граждан, имеющих право на получение чеков, составляются местными комиссиями с привлечением работников МВД, паспортистами, уличными комитетами и регламентировались положением, разработанным госкомимуществом РФ. При получении ваучера кроме паспорта необходимо было уплатить комиссионный сбор 25 рублей, который должен был покрыть расходы на печать и распространение ценных бумаг. На детей чеки выдавались родителям или лицам их заменяющих по месту жительства. В случае рождения ребенка в период выдачи чеков, родители обращались в местную комиссию. Для сравнения средняя зарплата среди рабочих предприятий города Березники на период выдачи чеков колебалась от 220 до 300 рублей. Семья из 5 человек с доходом в 500 рублей вынуждена была из семейного бюджета потратить на приобретение ваучеров 125 рублей. Это существенная сумма в условиях нарастающего экономического кризиса.

В этот же период в России нарастают национальные конфликты. Русскоязычное население устремилось из бывших союзных республик в Российскую Федерацию. В соответствии со своим правовым статусом - «беженцы» так же имели право на получение ваучера. Правда, для этого им необходимо было обратиться непосредственно в комиссию, предоставив подтверждающие статус и гражданство документы.

После того как списки на получение ваучеров были составлены, они передавались в отделения Сбербанка России. Приватизационный чек можно было получить только один раз, и в случае утери, выдача дубликатов была не возможна.

2 октября 1992 года в Березниках было выдано 290 приватизационных чеков. Слабая активность населения была вызвана тем, что у населения города не было достаточной информации и оснований доверять ваучерам и новому курсу политики. В условиях стремительного роста цен и невысокого уровня заработной платы далеко не все были готовы отдавать за ваучер 25 рублей. Резкий поворот в экономических отношениях требовал иного сознания. Все это произошло, но не сразу.

В город Березники приватизационные чеки номиналом 10 000 поступали партиями. Вторая партия поступила в конце октября: еще 64 000 чеков. Изначально ваучеры выдавались в 11 точках, но к концу октября количество пунктов выдачи чеков увеличилось до 18. Для того чтобы не создавать очередь оповещение граждан производилось через объявления на домахv. В некоторых случаях приватизационные чеки выдавались по месту работы. Так на своих рабочих местах получили ваучеры работники березниковкого завода Крупнопанельного домостроения.

Кроме того чек можно было продать или подарить другому лицу по договорной цене. Получив приватизационный чек, не все граждане знали, что с ними делать и куда лучше вложитьvi. Поэтому уже в первый год ваучерной приватизации на рынках города встречались люди, которые продавали свои ваучеры. По сообщению в газете Березниковский рабочий: «Мужчина на рынке возле ЦУМа продавал ваучер за 5000 рублей, объяснив, что ему срочно нужны деньги». И таких людей не только в городе, но и по всей стране оказалось много. В Перми сформировался рыночный спрос на ваучеры. Их стоимость колебалась от 5 до 7 тысяч рублей vii.

Цена на ваучеры напрямую зависела от заинтересованности и активность населения в их получении. Снижался интерес в получении чеков и соответственно рыночная цена на ваучеры тоже снижалась.

К тому же по подсчетам экспертов на начальном этапе ваучерной приватизации отмечалось, что не все население Российской Федерации воспользуется чеками и вложат их в акции предприятий и инвестиционных фондов. Они так и останутся лежать дома среди множества прочих документов.

С момента начала ваучерной приватизации прошло 28 лет. Это достаточный срок, чтобы начать работу по сбору, анализу информации о приватизационной кампании в городе Березники 1992-1993 гг.

Библиографический список

i А.В. Карпов,О.М. Кусяпкулова, «Развитие законодательства о приватизации в Российской Федерации»// https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zakonodatelstva-o-privatizatsii-v-rossiyskoy-federatsii/viewer

ii Березниковский рабочий // Что сулит приватизационный чек? // № 195 от 02.10.1992, С-3.

iii Березниковский рабочий // Что такое ваучер?// от 09.09.1992 г. № 174, С-1.

iv Там же. С – 1.

v Березниковский рабочий // Первые приватизационные чеки уже на руках// от 07.10.1992 г. № 192 , С-1.

vi Березниковский рабочий // «Ваше слово, товарищ ваучер»// от 24.09.1992 г. № 185, С-3.

viiБерезниковский рабочий // Приватизационные чеки// 17.10.1992 г. № 209 С-1.



Список записей
Работает на: Amiro CMS