Памятник воинам-березниковцам, погибшим при исполнении служебных обязанностей при защите Родины

Над созданием памятника Николай Заграбов начал работу после обращения к нему лично воинов-интернационалистов. Тема уважительного отношения к воинам, в том числе к участникам современных локальных конфликтов, честно выполнивших свой долг, затронула скульптора. Однако некоторое время спустя был объявлен открытый конкурс на эскизный проект памятника воинам-березниковцам, погибшим при исполнении военного долга при защите Родины. И в конце 90-х годов Николай Заграбов принял участие в этом конкурсе.

Первый вариант памятника был предельно лаконичен.

Художественным и зрительным центром памятника являлась фигура юноши-воина, убитого в момент атаки, остановленного на бегу пулей. Вид обнажённого торса и бритая голова должны были подчеркнуть незащищённость живой плоти убитого юноши. Сражённый, он падает, прижимая правую руку к груди. Левая рука ещё сжимает автомат. Постаментом скульптуры служил невысокий удлинённый блок из светло-серого искусственного камня. Его форма усиливала протяженность движения и динамику расположенной на нём фигуры воина. Эта центральная фигура памятника должны была быть исполнена в бронзе. Размер её чуть больше натуральной величины.

Этот вариант памятника предполагалось установить на одной линии с Мемориалом Победы на аллее, ведущей к Дворцу творчества юных. Идейно-смысловое значение этого памятника должно было сомкнуться в единое целое с пространством, обозначенным Мемориалом Победы, как в пространственной, так и в исторической протяжённости.

Второй вариант памятника после изменения предполагаемого места установки (в конце берёзовой аллеи, ведущей вдоль улицы Ломоносова к улице Юбилейная), имел уже более сложную формальную и смысловую композицию. Обратная сторона постамента врастала вглубь между двумя пилонами. Воздушное пространство между пилонами образовывало форму креста, подчёркивая мемориальный смысл композиции. В русской православной традиции крест символизирует победу жизни над смертью. Крест воздушный, не из материала, олицетворял наше смутное время, нашу неустойчивую веру. Он же добавляет памятнику конкретности: пейзаж, через него проступающий, - это березниковский пейзаж, город, откуда молодые ребята ушли на войну и под небом которого будет жива о них память. На левом пилоне размещался текст с названием войн и горячих точек, в которых погибли наши солдаты. На правом пилоне – имена погибших. Пилоны высотой 5,5 метра должны были быть изготовлены из искусственного камня светло-серого цвета.

Был и третий вариант размещения памятника - на кладбище. Проект памятника для этого варианта получил еще более объемное идейное и формальное решение. Преемственность героической защиты Родины советскими воинами и воинами современными, символизируется скульптурной группой двух солдат: времён Великой Отечественной войны и нашего времени. Фигуры воинов были расположены по одну сторону стены с крестом. Скорбь о погибших воинах выражалась скульптурным изображением женщины-плакальщицы с мальчиком-подростком, стоящих с другой стороны стены-креста.

В итоге, на городском кладбище, где похоронены бойцы березниковского ОМОНа, была установлена только архитектурная часть проекта – стена, с просветом в виде креста. Скульптурные группы установлены не были.


Работает на: Amiro CMS