Скульптурно-архитектурный комплекс «Березники в истории»

Николай Заграбов приехал в Березники по приглашению городской администрации. Ему предложили создать скульптурно-архитектурный комплекс «Березники в истории». Установить монумент планировалось на въездной площади Юбилейная. Скульптор ответственно принялся за работу. Перед ним стояла непростая, но интереснейшая задача - запечатлеть квинтэссенцию образа города, бывшего на разных этапах своего развития городом ударных пятилеток, опорным краем державы, городом милосердия, городом всесоюзных строек. Размышляя над идеей будущего памятника, Николай Николаевич изучал город, беседовал с горожанами. Скульптор работал в фондах музея, в городском архиве и библиотеке. Так он осваивал историю города. Итогом напряженной работы стал концептуальный монументальный проект будущего памятника из шести скульптур в виде высоких барельефов.

К сожалению, в городском пространстве этот проект так и не был реализован в своём первоначальном масштабном назначении. В 1996 году модели скульптур, выполненных в масштабе 1:20, были установлены в холле Центра научно-технического творчества. Их размещение было приурочено к 65-летию города и 70-летию детского творчества России. Рабочее название этой композиции «Колонна исторического развития». Но и эта установка была демонтирована, а скульптуры исчезли. Где они сейчас неизвестно.

Для композиции колонны скульптор выбрал из шести только четыре скульптуры, наиболее соответствующие специфике Станции юных техников.

«Колонна исторического развития города» выглядела так. На небольшом пьедестале установлена четырёхгранная колонна, на которой по восходящей спирали с ориентиром на четыре грани разместились модели скульптур, отражающих важнейшие периоды истории города: 1. Эпоха рождения гиганта тяжелой индустрии и нового города молодой страны Советов. 2. Напряженный производственный подвиг тыла периода Великой Отечественной войны. 3. Триумф Великой Победы. 4. Современный образ города, устремленного в будущее.

А две скульптуры, не вошедшие в композицию колонны, были посвящены темам более значимым в ретроспективе истории Березников в целом.

5. Христианские основы исконной земли Усольской, тесно связанной с территорией будущего города Березники. 6. Великая Октябрьская социалистическая революция, без отражения которой город теряет свою историческую основу.

Каждая скульптура имеет глубокий символический смысл и раскрывает роль эпохи в рождении и становлении города. Николай Заграбов создал предельно лаконичные, но при этом ёмкие образы каждого периода с характерными историческими символами, деталями и приметами времени. Скульптуры композиционно связаны друг с другом неким внутренним импульсом, развитие которого продолжается в каждом следующем историческом сюжете монумента. В архитектурной части проекта, первоначально должного быть не интерьерным, а монументальным комплексом, этот внутренний идейный стержень был продуман, спроектирован скульптором и четко выражен в макете монументальной композиции.

Вот краткое идейно-смысловое содержание четырёх скульптур, использованных для интерьера фойе Станции юных техников.

1. «Березники в 30-е годы. Рождение промышленного потенциала». Рабочее название композиции «Промышленный подъём. Серп и молот»

Центром композиции являются фигуры рабочих-первостроителей. Подобно могучим Атлантам они несут на своих плечах массивные конструкции, которые станут затем основой будущих промышленных гигантов. Поднимающаяся вверх конструкция – это и копёр, и одновременно стилизованная рукоять молота. В его ударной части – вставшие в ряд строители. Ритмическое повторение и единообразие их поз - создает впечатление общности и единения. Чуть правее в изогнутой сквозной форме, символе серпа, - фигура рабочего с забойным молотом.

2. «Березники – тыл». Рабочее название «Часы. Взлёт. Драма»

Композиционная конструкция этой скульптуры представляет огромную спиралевидную раковину. Это подспудно направляет зрителя к древнейшей истории края. Благодаря бытовавшему здесь миллионы лет назад Пермскому морю, оставившему после себя богатые недра, живет и развивается химическая промышленность региона. Сердцевина раковины – это одновременно стилизованная металлургическая печь. Первый магний был выпущен березниковским магниевым заводом в 1943 году. Магний – один из «крылатых металлов» - приблизил Великую Победу. Именно поэтому в верхней части барельефа скульптор разместил самолёт, устремленный ввысь. В основании его крыльев – снаряды. В годы войны березниковская индустрия увеличивала выпуск оборонной продукции и работала под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!».

3. «Победа!». Рабочее название «Знамя Победы»

Нет в нашей стране ни одной семьи, не опалённой страшной войной. За годы войны из Березников ушли на фронт 12 тысяч человек, 8 тысяч не вернулось с поля боя. Пятеро березниковцев приняли участие в Параде Победы на Красной Площади 24 июня 1945 года. На фоне развивающегося стяга Николай Заграбов изобразил две композиционные группы, раскрывающие главный смысл Великой Победы. На первом плане - долгожданная встреча с воином, вернувшимся с полей сражений; чуть дальше – группа воинов, в руках одного из них оружие, с направленным вверх стволом, символом наступившего мира. На заднем плане – изображение стилизованного ордена. Город Березники дал стране 17 героев Советского Союза.

4. «Настоящее и будущее города Березники». Рабочее название «Город-цветок», который к завершению работы над скульптурой перерос в пульсирующее сердце города

В центре композиции – семья. Взрослые поднимают на руках ребёнка. Именно за детьми будущее города. В композицию скульптуры также вписаны фигуры рабочих, которые обеспечивают развитие предприятий, а значит, и развитие города в целом. Заложенные в 30-е годы руками первостроителей традиции сохраняются и приумножаются трудовыми победами.


Работает на: Amiro CMS