История Березниковского драматического театра 1949 – 1950 гг.

старший научный сотрудник БИХМ

Камаева Л.А.


Творческий сезон 1949-1950 гг.

20 сентября 1949 года Березниковский театр открыл свой новый творческий сезон. Зрителю была показана комедийная постановка «Роковое наследство» по пьесе Л. Шейнина. Режиссером-постановщиком выступил заслуженный артист Казахской ССР, главный режиссер театра А. А. Резинин [1].

В преддверии театрального сезона на страницах главной городской газеты «Березниковский рабочий» была опубликована статья «Новый театральный сезон открыт» [2]. Автор статьи кратко подвел итоги прошлого сезона, поделился планами театра на предстоящий период. В новом творческом году березниковский театр планировал возобновить лучшие спектакли прошлого сезона – «Счастье» Павленко, «Глубокие корни» Г.д’Юссо, «Женитьба Бальзаминова». Премьерами 1949 – 1950 гг. должны были стать постановки по новым пьесам лауреатов Сталинской премии К.Симонова «Чужая тень», А.Софронова «Московский характер» и братьев Тур «Особняк в переулке» («За окнами посольства»). Автор статьи отмечал, что новый театральный сезон в городе начался более организованно: первые три спектакля театра идут как целевые показы, так как полностью выкуплены коллективами азотно-тукового и содового завода, ТЭЦ-2, магниевого и анилино-красочного заводов. Не обошлось в статье без критических замечаний в адрес руководителей других городских предприятий, названных поименно, которые «ничего не сделали для того, чтобы распространить абонементы театра и организовать зрителей» [2]. В статье предлагалось «чаще устраивать конференции зрителей, делиться на них творческими планами театра, проводить встречи артистов со зрителем, ставить отрывки лучших спектаклей на предприятиях. Общение со зрителем поможет творческим работникам театра создавать более полноценные спектакли, обогащающие духовную культуру народа» [2]. Эти отголоски «борьбы с формализмом» еще не раз проявятся в текущем театральном сезоне.

В начале октября артисты театра подготовили спектакль «Мещане» по пьесе М.Горького. Режиссер-постановщик спектакля К.Т.Бережной возобновил постановку прошлого сезона, обновив актерский состав. Постановка была оценена зрителем, как «наиболее художественно-яркий, творчески-зрелый спектакль» [3]. Журналист М.Данилкин, написавший о спектакле статью, отмечал, что «Мещане» звучат как большой, злободневный, любовно сделанный спектакль. Он выгодно отличается от ряда других спектаклей театра тем, что все актеры, занятые в пьесе, правильно, без провалов и срывов, с душой рисуют горьковские образы и дружно бьют в одну точку: каждый со своих позиций показывает и высмеивает затхлый, уродливый мир бессеменовых, возбуждая в душе зрителя большие и светлые чувства любви к человеку честного труда, ненависть к сытым бездельникам» [3].

15 октября состоялась премьера спектакля «Бесприданница» по классической пьесе А.Н.Островского. Поставил спектакль режиссер К.Т.Бережной. Постановка была признана удачной: правильно подобраны роли, хорошая актерская игра, полно раскрыты идейно-художественные мотивы пьесы в целом и каждого образа в отдельности [4].

20 октября – третья премьера за месяц – спектакль «Чужая тень» по пьесе К.Симонова, режиссером-постановщиком спектакля стал А.А.Резинин. Сам автор был невысокого мнения о собственной пьесе. В книге «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине», написанной Симоновым в 1979 году он писал о ней: «В Москве «Чужую тень» поставил МХАТ, в Ленинграде — Большой драматический. Несмотря на все отрицательные стороны пьесы — ее грубую прямолинейность, ложную патетику, фальшивые ноты в рассуждениях о науке и низкопоклонстве в одних местах, ряд психологических натяжек в других, Ливанов и Болдуман силой своих незаурядных актерских дарований как-то вытащили свои роли, сыграли их, совершив почти невозможное. То же самое можно сказать и о Полицеймако в Большом драматическом театре. Пьесу и спектакли густо хвалили в печати, ей была присуждена Сталинская премия, но все это среди многих происходивших в том, сорок девятом году тяжелых событий было уже для меня как-то безрадостно или почти безрадостно» [5]. Отзыв березниковских критиков о постановке пьесы в городском театре был положительным, актеры сумели оживить ее своим мастерством. «Несколько неудачной» была признана лишь игра актрисы О.Д.Шатровой [6].

Первой премьерой ноября стал спектакль по комедийной пьесе А.Арбузова «Шестеро любимых» состоявшийся 11 ноября. Отзывов и рецензий на эту постановку в городской газете не было.

20 ноября состоялась премьера спектакля по пьесе Б.Лавренева «Голос Америки» в постановке А.Резинина. Новый спектакль городского драматического театра имел значительный успех у зрителей: за два дня, 20 и 23 ноября, спектакль посмотрело 1275 человек [7], а за период с 20 ноября по 8 декабря на премьере побывало 6 тысяч зрителей. Спектакль имел успех и у соликамской публики: за три дня гастролей постановку увидели более 2 тысяч зрителей в Соликамске и Боровске [8]. На страницах городской газеты «Березниковский рабочий» за 23 и 25 ноября 1949 года были напечатаны отклики зрителей на эту постановку – инженера, аппаратчика, партийного работника, табельщика ЖКО азотно-тукового завода, учителей школы им.А.Островского. Зрители отмечали понравившуюся им актерскую игру Н.Г.Шурова, М.М.Волковичева, М.Т.Серженко, Д.Г.Швец, Т.В.Хренниковой, В.Гурфинкель, Э.Б.Ленской, О.В.Мартовой, Г.П.Ганюшкина [7][9]. А в начале декабря в городе работала бригада областного радиокомитета, которая произвела звукозапись спектакля «Голос Америки» [10]. Спектакль «Голос Америки» - одна из удачных постановок березниковского театра того времени.

17 декабря 1949 года состоялась премьера спектакля по пьесе братьев Тур «Особняк в переулке» (режиссер-постановщик К.Т. Бережной, художник – Векшина В.И.). Пьесы братьев Тур (коллективный псевдоним Тубельского Л.Д. и Рыжея П.Л.) были популярны в 1940-1950-хх годах, их часто ставили как столичные, так и провинциальные театры. Но советская критика постоянно отмечала, что политическое и моральное поучение в пьесах братьев Тур всегда лежит на поверхности. Кроме того, пьесы нередко схематичны по замыслу и исполнению, популярность им принесла злободневная тематика.

Среди планируемых на первую половину 1950 года постановок главный режиссер березниковского драматического театра А.Резинин назвал пьесы советских драматургов («Зеленая улица» А.Сурова, «За вторым фронтом» Собко, «Тайная война» Михайлова и Самойлова, «На родину» К.Симонова), а также русские классические пьесы («Вишневый сад» А.Чехова, «Варвары» М.Горького, «Дворянское гнездо» И.Тургенева). Из иностранной классики планировалось поставить спектакль «Закон Ликурга» Н.Базилевского (Блюмкина) по мотивам романа Т.Драйзера «Американская трагедия». В планах режиссера была и постановка детского спектакля [8].

Первой премьерой 1950 года стал спектакль «Вишневый сад» по пьесе А.Чехова, режиссер-постановщик – К.Т.Бережной. Актерская игра В.А.Федорова, В.Г.Кулебякина, Д.Г.Швец, Васильевой, М.Т.Серженко, М.М.Волковичева, Г.П.Ганюшкина, З.П.Моховой, Г.В.Хренниковой, К.Т.Бережного в спектакле получила положительные зрительские отзывы. На общем положительном фоне несколько неудовлетворительно выглядела игра актера И.В.Селифонова: лакей «Яша в его исполнении в обращении с Гаевым, Раневской излишне нагл и циничен». Несмотря на некоторые недостатки актерской игры, спектакль прошел с большим успехом и «вызвал у зрителей душевное одобрение» [11].

28 января в городском театре прошел премьерный показ спектакля «Свои люди – сочтемся» по пьесе А.Островского [12]. Отзывов и рецензий на спектакль найти не удалось.

В феврале березниковские зрители увидели спектакль «Тайная война» по пьесе двух советских авторов В.Михайлова и Л.Самойлова (режиссер-постановщик – А.Резинин, премьера состоялась 14 февраля 1950 г.). Спектакль был тепло принят березниковским зрителем [13].

17 марта состоялась премьера детского спектакля «Аленький цветочек» по пьесе А.Липеровского, режиссером-постановщиком выступил актер Д.Г.Швец. Важную роль в спектакле играло художественное и музыкальное оформление. Была отмечена кропотливая и вдумчивая работа художника Векшиной В.И. по созданию сценических декораций, а также тщательно подобранное и прекрасно записанное музыкальное сопровождение, выполненное Н.Г.Шуровым, который выступил как автор музыки к спектаклю [14]. Спектакль получил много теплых отзывов от зрителей самых разных возрастов и профессий – писали школьники, учителя, работники промышленных предприятий, дети и взрослые [15].

Премьерой марта стал спектакль «За вторым фронтом» по пьесе советского писателя, драматурга В.Собко (режиссер-постановщик К.Бережной, премьера 26 марта 1950 г.). Основная тема творчества В.Собко – военные события и послевоенная советская жизнь. Пьеса «За вторым фронтом» посвящена теме борьбы за мир и становления новой демократической Германии – теме достаточно актуальной в послевоенные годы. Премьерный спектакль березниковского театра прошёл с успехом, «надо отметить, что весь коллектив театра, руководимый режиссером и постановщиком спектакля К.Т.Бережным сумел ярко раскрыть внутреннее содержание пьесы» [16].

29 марта 1950 года в театре состоялась конференция юных зрителей, в которой участвовали ученики 7–10-х классов школ города. Режиссеры А.Резинин, К.Бережной и Д.Швец и актеры Н.Шуров, И.Васильева, З.Мохова рассказали школьникам о работе над спектаклями. Ребята подготовили критический разбор спектаклей и высказали большую благодарность всему коллективу театра за хорошо поставленные пьесы [17].

Премьерой апреля стала классическая комедия А.Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше», режиссер-постановщик Бережной К.Т.

31 мая 1950 года спектаклем «Ночь ошибок» по пьесе Оливера Голдсмита (режиссер-постановщик А.Резинин, художники – В.И.Векшина и В.В.Расторопов) Березниковский драматический театр закрыл творческий сезон 1949-1950 гг. Постановка получила положительный отзыв и благодарность за создание «веселого, бодрого и полезного спектакля, который трудящиеся Березников, несомненно, примут с удовлетворением» [18].

4 июня 1950 года на страницах газеты «Березниковский рабочий» коллектив театра подвел итоги театрального сезона – выступили главный режиссер театра А.А.Резинин, артисты Н.Г.Шуров, М.Т.Серженко, В.М.Федоров, И.Н.Васильева, Д.Г.Швец. Режиссер А.Резинин поделился планами на вторую половину 1950 года. Неизменным оставалось преобладание в репертуаре театра спектаклей по пьесам «советских авторов на современную тему» [19]. На газетной странице были размещены фотографии артистов театра.

5 июня состоялась зрительская конференция, в ходе которой обсуждалась работа театра и подводились итоги театрального сезона 1949-1950 гг.: главный режиссер театра рассказал о том, как коллектив театра «боролся за выполнение Постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Выступившие на конференции зрители предложили коллективу театра включить в репертуар следующего творческого сезона постановку «о жизни, делах и думах рядовых рабочих и инженеров промышленности»[20].

А уже 10 июня 1950 года березниковский театр начал свои гастроли в Кунгуре, где за два с половиной месяца были показаны 12 спектаклей. Такие постановки как «Особняк в переулке», «Голос Америки», «Тайная война» имели успех у кунгурского зрителя. Перед отъездом театра из Кунгура состоялась зрительская конференция, на которой коллективу актеров нашего города были вручены ценные подарки и грамоты. Будучи на гастролях артисты театра уже готовились к новому театральному сезону: накануне выезда из Кунгура коллектив представил на местной сцене новую пьесу Юрия Чепурина «Близкое» [21]. Этой постановкой березниковский театр планировал открыть следующий творческий сезон 1950-1951 гг.



1.Данилкин М. Здоровый смех над убожеством буржуазной морали // Березниковский рабочий, 23 сентября 1949 г., №187.

2. Новый театральный сезон открыт // Березниковский рабочий, 21 сентября 1949 г., №186.

3. Данилкин М. Злободневный, зрелый спектакль // Березниковский рабочий, 9 октября 1949 г., №199.

4. Данилкин М. Оправданные надежды зрителя // Березниковский рабочий, 18 октября 1949 г., №205.

5. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И.В.Сталине / Предисл. Л.Лазарева. – М.:Книга, 1990.

6. Егорова О. Патриотический спектакль // Березниковский рабочий, 23 октября 1949 г., №209.

7. Огромный успех спектакля «Голос Америки» // Березниковский рабочий, 25 ноября 1949 г., №231.

8. Резинин А.А. В репертуаре – пьесы советских драматургов и классика // Березниковский рабочий, 18 декабря 1949 г., №248.

9. «Голос Америки» на сцене нашего театра // Березниковский рабочий, 23 ноября 1949 г., №230.

10. Звукозапись спектакля «Голос Америки» // Березниковский рабочий, 3 декабря 1949 г., №237.

11. Егорова О. «Вишневый сад» // Березниковский рабочий, 27 января 1950 г., №19.

12. Объявление о премьере «Свои люди – сочтемся» 28 января // Березниковский рабочий, 28 января, 1950 г., №20.

13. Присунько Л. «Тайная война» // Березниковский рабочий, 24 февраля 1950 г., №39.

14. Швец Д. К постановке спектакля «Аленький цветочек» // Березниковский рабочий, 22 марта, 1950 г., №58.

15. Хороший подарок к каникулам школьников. Отзывы зрителей на спектакль «Аленький цветочек» // Березниковский рабочий, 26 марта 1950 г., №61.

16. Присунько Л. «За вторым фронтом». Премьера нашего театра //Березниковский рабочий, 28 марта 1950 г., №62.

17. Конференция юных зрителей // Березниковский рабочий, 31 марта 1950 г., №64

18. Петров К. «Ночь ошибок». К постановке комедии О.Гольдсмита на березниковской сцене // Березниковский рабочий, 14 мая 1950 г., №95.

19. До новых встреч, дорогие зрители! К итогам сезона // Березниковский рабочий, 4 июня 1950 г., №110.

20. Зрительская конференция // Березниковский рабочий, 7 июня 1950 г., №112.

21. Успех Березниковского драмтеатра // Березниковский рабочий, 9 сентября 1950 г., №179

Работает на: Amiro CMS