На окраине Березников: посёлок Лёнва в 1930-е гг.

НА ОКРАИНЕ БЕРЕЗНИКОВ: ПОСЕЛОК ЛЕНВА В 1930-е гг.



Старший научный сотрудник
Соснин В. А.

В эпоху 1930-х гг. произошли существенные перемены в социальной, экономической и духовной сфере общества. Благодаря анализу образа жизни жителей «провинциального» рабочего поселка Ленвы в 1930-е гг. и особенности работы организаций, обслуживающих местное население, удовлетворяющих их запросы, станет возможным воссоздание уровня и качества жизни жителей, черт развития в рамках нового города (соцгорода) — Березники. Ленва известна как центр солеварения с XVII в., она располагалась на левом берегу реки Камы при впадении в нее Чашкинского истока, по обеим сторонам реки Ленвы, Мельничного пруда [1, с. 27].

20 марта 1932 года председатель ЦИК РСФСР М. И. Калинин подписал постановление о создании города Березники путем объединения города Усолья и рабочих поселков Ленва, Дедюхино, Веретия, Чуртани Усть-Зырянка. Согласно постановлению президиума березниковского горсовета в городе Березники в июле 1932 г. были созданы внутригородские районы, всего их было десять: Березниковский (поселки Содовый завод и Луга), Чуртанский (Старый и Новый Чуртан), Усольский (Усолье и пос.
Камень), Дедюхинский (пос. Дедюхино); Ленвенский (пос. Ленва и Заячья Горка); Веретийская (Большая и Малая Веретия); Зырянский (Зырянка); Усть-Зырянский (пос. Усть-Зырянка); Адамо-горский (пос. Адамова гора) и Леменский (пос. Леменский)
[2, с. 4].

От дорожного устройства и транспортной доступности всегда зависело удобство жизни, передвижения, экономического развития территории. Дорожная сеть соединяла Ленву с Дедюхиным, содовым поселком, с самими Березниками, химкомбинатом и железнодорожной станцией. Поэтому местные власти выделяли средства на ремонт дорожного покрытия. В 1935 г. ремонт дороги в посёлок Ленву и на подъездные пути к станции Усольская было выделено — 12 850 рублей[3, с. 2].


Через два года березниковский горсовет на благоустройство рабочего поселка Ленвы выделил Ленвенскому райсовету 18500 рублей, которые предназначались оборудования колодцев мелкого бурения и для артезианских скважин, на ремонт мостов, на дороги Ленва-Дедюхино и Ленва-Заячья горка[4, с. 2].


В 1939 г. депутаты горсовета и райсовета, проживающих в Дедюхино, поставили перед гражданами вопрос об устройстве дороги от Ленвы до Дедюхино. Общее собрание с воодушевлением откликнулось на эту инициативу и решило 12 июля начать рытье канав. Но уже 11 июля на работу вышли 200 человек, на другой день рытье канав продолжилось. В результате общественными силами проложена километровая дорога [5, с. 2].

Создавались также мостовые для пешеходов – тротуары – в Дедюхино и Ленве силами хозяйственных организаций сделано 700 метров, а силами жителей — 1775 м[6, с. 2].


В начале 1936 года по линии Ленва-Содовый было открыто автобусное сообщение. Линию обслуживали «антилопы» — грузовики, обтянутые брезентом, вмещавшие 12 человек. «Усиленное движение обычно бывает утрами с 7-9 часов. И в это горячее время курсирует только одна машина. А с 9 до 4 часов дня, когда публики бывает сравнительно мало идут в рейс 3-4 машины. Вечером, когда рабочие спешат домой, — на линии нередко не бывает ни одной машины, пассажиры проводят в ожидании 1-2 часа. Мокнуть под дождем или снегом, так как на остановке навесов нет. В самих машинах с потока течет и приходится сидеть на мокром сидении. Происходят безобразнейшие сцены — головные уборы сбрасываются, галоши слетают, у пальто обрываются пуговицы, давка и очередь никогда не соблюдается. Вместо 12 садятся 18-25 человек» [7, с. 2].


Обслуживанием автобусного сообщения занимался транспортный отдел БХК и горкомхоз. Курсировавших в поселок Ленву 2 автобусов не хватало, образовывались большие очереди[8, с. 2].Рабочим и служащим БХК, живших в Ленве, приходилось ходить на работу за 4-5 км.


Недовольство жителей городских окраин выливалось в петиции местным властям, в одной из них за 345 подписью жителей Ленвы и Дедюхино сообщалось, что из-за плохого транспортного сообщения «о посещении ДК, цирка, звукового кинотеатра, парка культуры и отдыха приходится только мечтать, так как нужно затратить много времени, а потом, не отдохнув, идти на работу [9, с. 2].


«…Первый автобус приходил в Ленву 7:30 утра и позднее, — сообщал В. М. Постников, электромонтер мехзавода № 1, — многие опаздывали на работу. По просьбе рабочих я написал об этих безобразиях директору ХК Пучкову. Через три дня после этого положение резко изменилось. К семи часам утра по две машины стала подавать автобаза, и скорее приходила и третья [10, с. 2].Автобусы перешли на двухсменную эксплуатацию: с 7 часов утра до часу с дежурством до половины второго.


Отвечая на многочисленные вопросы, начальник транспортного отдела ХК Конторщиков в конце 1936 г. сообщал, что причиной прекращения движения четырех «антилоп» на линии «Ленва-Содовый поселок» стал недостаток камер и покрышек, из-за чего через каждые 2-3 часа приходилось снимать автобус [11, с. 3]. Другой причиной был дефицит шоферов.[12, с. 2].


Питьевой водой жителей обеспечивали колодцы мелкого бурения [13, с. 4]. Для водоснабжения поселка колодцы оборудовались механической подачей воды. Для улучшения водоснабжения Березниковский горкомхоз в 1936 г. начал стройку водонапорной башни[14, с. 2]. 27 апреля 1937 г. у мельницы прорвало плотину, после чего вода ушла, и жителям посёлка приходилось идти несколько километров на Каму[15, с. 3].


Для поселков, вошедших в состав Березников, были характерны перебои в электроснабжении. Плохо с уличным освещением в Ленве: лишь возле ряда учреждения и предприятий есть фонари. Остальные улицы, и центральные и на окраинах с наступлением сумерек погружалисьвомрак [16, с. 2]. Перебои в электроснабжении, в Ленве, Чуртане, на Адамовой горе включают электроэнергию 6-7 часов и то только днем [17, с. 3].


В создании удобной среды для жизни принимали участие инициативные объединения жителей, например, уличные комитеты. Домохозяйки Ленвы, участницы уличного комитета (руководитель А. П. Македонова), проживавшие в основном на ул. Ленина, приняли вызов домохозяек Чуртана о культурном проведении первомайского праздника. Домохозяйки закупили мел, краски и прочие материалы нужные для косметического ремонта квартир. В квартирах были вычищены потолки, вымыты стены и полы, подметены дворы и улицы[18, с. 3].


Для сформировавшейся к началу 30-е годы административно-командной системы в сфере торговли и снабжения характерен ряд черт: острый товарный голод, карточная система для товаров «народного потребления», дифференцированная система снабжения рабочих (в зависимости от сферы производства, места проживания). Место торговли заняло отоваривание по «заборным документам» и ордерам через закрытые распределители (ЗР), закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), отделы рабочего снабжения (ОРС) [19, с. 12].

Одной из язв советской торговли становится спекуляция работниками дефицитными товарами, продажи из-под прилавка, «кумовство» при распределении редких или пользующихся высоким спросом товаров.

В одном из «Писем трудящихся» сообщалось, что в Ленвенский магазин ЗРК № 9 (закрытый рабочий кооператив – Авт., существовали в советской торговле с 1930 по 1932 гг.) поступила большая партия арбузов, но в продажу они не поступили. На вопросы покупателей «продавщица В. ответила, что все арбузы пойдут в буфет. Арбузы поступали несколько раз, но рабочие их так и не получили. Не попали арбузы и в буфет, так как В. через своих знакомых сбывала их на базар. Там арбузы разрезались на 8 частей и продавались по рублю за часть. Мы требуем снять В. с работы и привлечь к ответственности за спекуляцию продуктами, предназначенными для рабочего снабжения» [20, с. 4].

Факты из неопубликованной заметки, в которой рабкор сообщал о безобразиях в Ленвенской пекарне № 5, при расследовании подтвердились. Помощник начальника Ворошиловской районной милиции Соловей сообщает, что работники пекарни С. и Ч. привлечены к уголовной ответственности. Дело направлено к райпрокурору. [21, с. 2].


О неудовлетворительном обслуживании рабочих предприятий и жителей посёлка говорят следующие сцены. «Ежедневно давка и ругань происходят в Ленвенском магазине "Солевар". Вызывается это неналаженностью продажи хлеба. Для того, чтобы получить хлеб надо потерять несколько часов на стояние в очереди. Очереди создаются вследствие того, что в Ленве продажу хлеба производит только один магазин. Ларьков нет» [22, с. 2].

Обеспечением жителей хлебом занималась Ленвенская хлебопекарня. В условиях нехватки муки и дров в самой хлебопекарне ситуация оставалась плачевной: «Непропеченный, кислый хлеб с отстающей коркой выпекает Ленвенская пекарня. Получается так, что пока рабочий несет хлеб от ларька до дома, то корка отстает совершенно, а мякиш превращается в тестообразную массу и становится совсем негодным к употреблению. В хлебе почти всегда можно найти песок, щепки, мелкие камешки и т.п.» [24, с. 3].

Изменения в работе пекарни и магазинов пришлись на 1935 г. Учреждения торговли переподчинялись различным советским хозяйственным и производственным организациям: ЦЕРАБКОП (центральный рабочий кооператив) — специализированный магазин № 6, СВЕРДПИЩЕТОРГ – специализированный ларек № 11, смешанный магазин № 3,ОРС СВЕРДСОЛЬ – магазин № 2 [25, с. 4]. С 1936 г. торговлю мукой в Ленве и Дедюхино осуществляли только специальные мучные ларьки и отделения [26, с. 2].


Но основных проблем это не решило. Согласно газетной заметке Зыряновой П.Н., «хлеб вынимается сырым, причем часто попадают в хлебе кусочки тряпок, дерева, угля и т.п. Формы, в которых выпекается хлеб, совершенно не очищаются. Обо всех этих нарушениях было сообщено райторгу, в результате чего 11, 12 и 14 августа выпечка хлеба была забракована»[27, с. 2].


Благодаря речному сообщению в Ленве были созданы отделения (конторы) управлений и трестовнаркоматов пищевой промышленности и торговли: Березниковская база Главконсервсбыт (ул. Фрунзе, 43), база «Союзрыбсбыта» [28, с. 2]. За первые десять дней мая березниковская база «Росглавкондитер» (Ленва, ул. Карла Маркса, 33) отпустила торгующим организациям сахаристых изделий на 18035 кг, мучнистых — 3338 кг, повидло 1933 кг и варенья 219 кг. [29, с. 4]. В одном из объявлений сообщалось, что перед праздником 7 ноября 1937 г. данная база объявила о предпраздничной торговле: в большом ассортименте (свыше 100 сортов) были кондитерские изделия московских, ленинградских, харьковских фабрик, а также различные виды фруктового повидла, варенья [30, с. 2].

Культурным обслуживанием ленвенцев занимался Ленвенский клуб. В первую очередь он был пространством для различных студий и объединений: любителей музыки, театрального искусства, армейских и спортивных обществ.

К празднику 7 ноября 1937 г. струнный кружок Ленвенского клуба начал разучивание народных и современных песен («Как не запеть», «Весёлый ветер»). Драматический кружок, организованный еще в декабре (руководители — электромонтеры БХК Валентин Пономарев и Григорий Теленев) репетировал пьесы «На границе» и «Васса Железнова» [31, с. 2]. В 1939 г. драмколлектив (т. Шибков), поставил пьесу «Пограничники» и работает «Первая вахта». В коллективе – 19 участников, в основном рабочие служащие ХК. Хор из 23 домохозяек и работниц (т. Бугрышева) готовил новую концертную программу из русских народных песен [32, с. 2].


Сцена Ленвенского клуба принимала и гостей. 5 февраля 1937 г. был поставлен выездной спектакль (постановка И.П. Рачева) Березниковского драмтеатра по пьесе А. А. Островского «Свои люди - сочтёмся».


13 октября 1936 г. был показан первый фильм «Партийный билет». Кинопередвижка была куплена групкомом солеваров. Посетители так описывали мероприятие: «Слышимость была очень хорошей. После ремонта помещение клуба приняло культурный вид. С особенным уютом оборудована комната отдыха. В ней хороша мебель, цветы портреты и плакаты, радио и биллиард. На столиках покрытых красным материалом поседение номера газет, шашки, шахматы»[33, с. 2]. Но из-за отсутствия полноценного финансового содержания для работы руководителей кружков, массовика и киномеханика [34, с. 2] творческие коллективы работали урывками. «В клубе есть звуковая передвижка, но нет механика, приходится ленвинцам смотреть немые картины. Драматический кружок бездействует. Молодежь вынуждена или скучать, или ехать на Чуртан [35, с. 2].


В 30-е годы физкультурное и спортивное движение приобретает массовый характер, при учреждениях создаются спортивные общества. В начале апреля 1937 г. ленвенские футболисты спортивного общества «АЗОТ» провели тренировочное занятие по футболу. На занятии присутствовало 13 человек. Тренировкой руководил игрок сборной — чертёжник-конструктор химцеха Зюзин [36, с. 2].

Особый акцент со стороны государства делался на военно-спортивной подготовке. В июле 1932 г., перед началом Урало-кузбасской спартакиады, в целях проверки готовности к ней Березниковский райсовет физкультуры провел две местные спартакиады (взрослую и детскую). В районной спартакиаде участвовало 700 физкультурников из 10 коллективов. В программу входили: бег, прыжки, метание гранат и т.д. Первыми как в отношении явки, так и по степени подготовленности, были 4 коллектива: Ленвенский допризывный пункт, химкомбинат, химтехникум, коллектив железнодорожников. Лучшие были награждены: БХК получил красное знамя, Ленвенский допризывной пункт, химтехникум и коллектив железнодорожников премированы спортинвентарем [37, с. 2].


В 1939 г. около двух месяцев при Ленвенском клубе работал военно-учебный пункт, где допризывники 1919 г. р., рабочие и служащие ХК, Ленвенского и Дедюхинского сользаводов готовили себя к вступлению в ряды Красной армии. Они изучали материалы партии, знакомились с военными дисциплинами и военным делом. Шла воспитательная работа сообщалось о международном положении и событиях на Дальнем востоке. Каждый из призывников, посещавших учебный пункт, получил не менее 3-4 оборонных значков. Всего на пункте подготовлено 41 значкист ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), 34 – ГСО («Готов к санитарной обороне») и 33 ворошиловского стрелка. Большинство из них сдали нормы ГТО. Силами допризывников изготовлены два номера стенгазеты «за боевую учебу» [38, с. 2].


Каким виделось будущее поселка Ленвы? Председатель Горплана И. Коновалов сообщал, что «к 1940 году перестанут дымиться трубы строгановских солеварен. Ленву, Дедюхино подмоет Кама (имеется в виду создание Левшинской плотины, но проект в 1937 г. был законсервирован, — Авт.), а Усть-Боровской сользавод сомнет целлюлозный гигант, но производство соли не прекратится. Изучается вопрос о получении соли из отходов калия. Главсоль намечает строительство нового вакуумного завода с выработкой 200 тысяч тонн пищевой соли»[39, с. 3]. Как известно, в 1954 г. в связи со строительством Камской ГЭС поселок был ликвидирован и жители переселены.


На жизнь Ленвы, как и многие рабочие поселки по всей стране, оказала существенное влияние индустриализация: кроме традиционной на данной территории соледобычи, жители связали свою трудовую биографию с содовым заводом и «ровесником пятилетки» — Березниковским химкомбинатом. Недостаточно полно решена была проблема транспортной доступности и в удовлетворении жителей и трудящихся продуктами питания, товарами широкого потребления. Многие городские проблемы сохранялись в течение всех 30-ых гг. Значительный рост происходил в социальной и духовной сфере: создавались по инициативе снизу разнообразные самодеятельные коллективы, уличные комитеты, увеличился запрос к культурному отдыху (спорт, кино, музыка, театр).



Библиографический список

  1. Березники. Энциклопедический справочник. — Пермь, Книжный мир, 2007.

  2. 10 районов в Березниках / ««Ударник»» № 151 за 9.07.1932.

  3. Ремонт дорог / ««Ударник»» № 73 за 29.03.1935.

  4. Благоустройство Ленвы и Дедюхино / ««Ударник»» №122. 29.05. 1937.

  5. Об инициативе трудящихся и незадачливых руководителях/ «Ударник» №178 за 5.08.1939.

  6. Новые тротуары / «Ударник» № 73 за 29.03.1935.

  7. Кому на-руку такие порядки / «Ударник» № 264. За 17.11. 1937.

  8. Не хватает автобусов/ «Ударник» № 125. 30.05. 1936.

  9. Об автобусном движении в Ленву / «Ударник» № 86 за 15.04.1939.

  10. Автобусы ходят аккуратно / «Ударник» № 189 за 17.06. 1936.

  11. Об автотранспорте химкомбината / № 280. 6.12. 1936.

  12. Когда в Ленву пойдут автобусы?/ «Ударник» № 177 за 4.08.1939.

  13. Водоснабжение города / «Ударник» № 98 за 28.04. 1937.

  14. Водонапорная башня в Ленве/ «Ударник» № 118 за 23.05.1936.

  15. Остались без воды / «Ударник» № 110 за 15.05.1937.

  16. Улицы не освещены / «Ударник» № 51 за 3.03.1936.

  17. Странные порядки / «Ударник» № 110 за 15.05.1937.

  18. Домохозяйки Ленвы приняли вызов домохозяек Чуртана / «Ударник» № 96 27.04.1935.

  19. Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ. 1993 г.

  20. Воденикова спекулирует (Письмо рабочих) / ««Ударник»» № 209 за 19.09.1932.

  21. Вслед за письмом / «Ударник» № 179 за 5.08.1937.

  22. Открыть хлебный ларек в Ленве, изменить время торговля / № 184. 19.08. 1932.

  23. Жалобы без ответа / «Ударник» №186 за 14.08.1937.

  24. Плохого качества хлеб выпускает Ленвенская пекарня / ««Ударник»» № 213 за 24.9. 1932.

  25. Список открываемых хлебных магазинов и ларьков в г. Березники с 1935 г / «Ударник» № 1 за 1.01.1935.

  26. Нельзя купить муки / «Ударник» № 263 за 16.11.1936.

  27. Портят муку / «Ударник» № 198 за 28.08. 1937.

  28. База Союзрыбсбыта / «Ударник» № 127 за 5.06.1935.

  29. Спрос на кондитерские изделия / «Ударник» № 110 за 15.05.1937.

  30. Вниманию торгующих организаций. Березниковская база «Росглавкондитер»…. / «Ударник» № 239 за 16.10.1937 г.

  31. Накануне великого праздника / «Ударник» № 223 за 27. 09. 1937.

  32. Художественная самодеятельность / «Ударник» № 223 за 28.09. 1939.

  33. Звуковое кино в Ленвенском клубе / «Ударник» № 242 за 20.10.1936.

  34. Забывают окраины / «Ударник» № 241 за 19.10.1937.

  35. Клуб пустует / «Ударник» № 140 за 20.06. 1937.

  36. Футболисты готовятся / «Ударник» №77 за 3.04. 1937.

  37. 10 августа — Урало-кузбасская спартакиада. Первые итоги спартакиады в Березниках / «Ударник» № 158 за 17.07.1932.

  38. На ленвенском учебном пункте / «Ударник» № 192 за 22.08.1939.

  39. Большие Березники / «Ударник» № 108 за 12. 05. 1937.




Работает на: Amiro CMS