Начало Нового года. Довоенная ёлка в г. Березники

Зав. историческим отделом МБУК БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Петров Р.П.

В 1920-е гг. с «ёлками» воевали из-за их принадлежности к празднику Рождества Христова. Отчаянное наступление на праздник было совершено в антирождественскую кампанию 1927-1928 гг. Битва завершилась окончательным исчезновением красной даты из советского праздничного календаря [1.C.82]. Каждый пионер и комсомолец «словом и делом» был обязан бороться с Рождеством, ёлкой и её атрибутами. Встреча Нового года или Рождества с «буржуазным символом» - наряженной ёлкой жестоко каралась, вплоть до исключения из рядов ВЛКСМ или ВКП(б). Популярным общественным действом были «похороны ёлки» и «рождественского хлама». Дети с горечью и скрытым сожалением отправляли в печь старинные игрушки и серпантин.

«Антисоветский» характер ёлок подчёркивался их малой доступностью народным массам в дореволюционные времена. Даже Березниковские корреспонденты вздыхали: «Эх, ёлка, ёлка! Ты служила буржуазии, помещикам и детям кулаков. Детям городской бедноты ты была недоступна. Ведь ты хороша тогда, когда украшена конфетами, шоколадом, печеньем и т.д. Где же могли дети рабочих устроить себе ёлку, если их отцы не могли прокормить всю семью» [2.C.2]. Диктатура пролетариата признала ёлку атавизмом царской эпохи, ненужным осколком старины.

Однако молодёжь страны советов придерживалась другого мнения. «Выдавливание» праздничной традиции из народной культуры отчаянно буксовало. Попытки заместить праздничную мистерию спортивными мероприятиями и массовыми шествиями из года в год терпели неудачу. Можно было объяснить весь «вред» ёлки взрослому. Но отнять праздник у детей без слёз и грусти было невозможно. Елка была запрещена, но она была любима и востребована.

Волевым усилием в 1935 г. власти вернули праздник детям, но со строгим уговором, что он будет от и до советским. Народный комиссариат просвещения СССР разработал и внедрил в практику массу методических указаний и инструкций по проведению ёлок в детских садах, школах, техникумах, ВУЗах. ВЦСПС поднял на восстановление ёлок областные, городские и районные советы профсоюзов. За ёлки для детей рабочих стали отвечать отраслевые наркоматы и ведомства. Были восстановлены фабрики и мастерские по производству ёлочных игрушек в Клину, Москве, Ленинграде.

Сама ёлка стала символом новой советской радости, веселья и изобилия, а новая советская елочная игрушка была призвана воплощать, фиксировать и пропагандировать достижения советской власти и преимущества социалистического строя. Использовать старые украшения на ёлках разрешалось лишь частично. Инструкции для дошкольных и образовательных учреждений оговаривали «ни в коем случае нельзя украшать ёлку игрушками религиозного значения, например, ангелочками» [3.C.226]. На верхушке ёлки взамен Вифлеемской звезды появилась советская пятиконечная звезда. В игрушках отныне поощрялась советская символика с серпами и молотами, на ёлку вместо мифических и сказочных персонажей должны были вешаться собирательные образы советских жителей, гости из союзных республик, технические новинки, внедряемые советской державой. От старых сказок на ёлке остались русские народные персонажи: медведи, зайцы, лисы, крестьяне. Большое количество литературных героев на ёлки высыпало в Пушкинский 1937 год.

Романтика новой эпохи была воплощена в сюжетной игрушке. С елочных лап соскальзывали хоккеисты, лыжники, парашютисты. Летели самолёты, дирижабли, аэростаты, ехали автомобили, мотоциклы, паровозы. Вырастали палатки покорителей Арктики, папанинцы плыли на льдине, неспешно шли белые медведи. Несли службу красноармейцы, скакали «конноармейцы», работали колхозницы, радовались счастливому детству пионеры и школьники. На удивление ёлка 1930-х гг. могла принять и представителей враждебных классов: буржуа, купцов и даже фашистов, но в искажённо-карикатурном виде.

Санкционированные ёлочные игрушки благодаря плановой экономике прибывали в г. Березники партиями и уходили нарасхват. В 1936 г. газета сообщала, что к 18 декабря стеклянные ёлочные украшения разошлись из промторгов города на сумму в 15 тыс. руб. [4.С.4]. С 1936 г. лучшие образчики украшений поступали в Универмаг №1 (ул. Ленина – ныне Березниковская) [5.С.4], а к 1937 г. централизованная торговля Ворошиловского торга развернула регулярный ёлочный базар на Советском рынке Чуртана [6.С.2]. Базар возник по примеру крупных городов, из-за того что в 1935-1936 гг. в окрестностях г. Березники стали вырубаться молодые ели и пихты. С улиц городов стали пропадать остатки естественного елового леса и посадки пихт Госзеленстроя. Чтобы прекратить уничтожение благоустройства и лесозащитной полосы города были намечены участки для вырубок в ближайших леспромхозах, откуда лесные красавицы поступали на базар. Ёлочный базар действовал всего несколько дней в декабре, желающим необходимо было успевать за пышными деревцами.

По старой традиции к ёлочным украшениям относили сладости, фрукты и орехи. Их еще в XIX в. вешали на ёлку в качестве съедобных украшений. Для представления изобилия советской державы сладкие украшения были реабилитированы и возвращены на ёлку. В 1938 г. Ворошиловскому хлебокомбинату был дан заказ на изготовление различных фигурных пряников. Кондитерский цех фабрики-кухни (ул. Березниковская) изготовлял в 1930-е гг. печенье. В 1936 г. во всех магазинах, столовых и буфетах стала производиться продажа прибывших из Грузии мандарин высшего и первого сорта по цене от 10 до 60 коп./ штука (для сравнения на «полтинник» - 50 коп. можно было проехать на автобусе, помыться в бане, купить второе блюдо в столовой) [7.С.4]. Из доступных фруктов для березниковской детворы были также доступны яблоки, а в 1936 г., благодаря указанию Г.К. Орджоникидзе, ОРС Березниковского химкомбината закупил и доставил в город вагон апельсин. Снедь поступала не только на ветви ёлок, но и в сладкие подарки детворе. В желанных мешочках оказывались фрукты, пряники, печенье, конфетки, драже, пирожные. Орехи, сухофрукты, шоколад в 1930-е гг. были необычайной редкостью. Кроме сладостей в подарках мог оказаться не менее вкусный «дефицит» - колбаса, рыба, консервы и концентраты. Самыми увесистыми были мешочки для детей стахановцев. Им оказывалось особое внимание.

Посмотрим на ёлку 1938 г., наряженную воспитанниками Усольского детского дома. Её зелёные ветви были покрыты уймой увлекательных и заманчивых игрушек и украшений. Миниатюрные красноармейцы, разноцветные корзиночки, изящные морозки, звёздочки, хлопушки, искусные самоделки из ваты, стружек, льна и бумаги [8.C.2]. В стране, где провозглашалось почётным право на труд, огромное количество ёлочных игрушек было самодельным. Дети своими руками создавали себе праздник. Подготовка обычно начиналась ещё в 10-х числах декабря. В 1936 г. пионеры школы №2 им. М. Горького рассказывали: «Мы покажем нашей ёлочкой, как радостна и счастлива жизнь советских ребят, о которых так горячо беспокоится партия и тов. Сталин. Красивой и нарядной будет выглядеть ёлка. Ребята готовят всевозможные игрушки. Лида Горбунова занята изготовлением кукол. Леля Решетникова готовит Деда Мороза. Каждый хочет сделать что-нибудь для ёлки Куклы, изображающие разных животных, фашистов, буржуев, модели парашютов, самолётов, пароходов – чего только не будет красоваться на зелёных ветках» [9.С.2]. Игрушки шились из кусочков ткани, лепились из папье-маше, вырезались из жести, составлялись из картона, и цветной бумаги. В 1935-1936 гг. были распространены эрзац-игрушки – выкрашенные «шары» из неисправных электрических ламп, сюжетные игрушки из спичечных коробков, скорлупы из старых покрышек. Как писали историки Г.А. Янковская и М.В. Ромашова, советское общество всегда представляло собой общество рукоделия, ремонта и повседневной бытовой смекалки.

Кустарным порядком местная ёлочная игрушка изготовлялась березниковскими промышленными артелями. На неё обычно шли остатки ресурса от главной продукции. Артель «Красный Урал», занимавшаяся пошивом одежды, изготовляла тряпичные игрушки из остатков ткани. Артель «Новый путь» производила игрушки из остатков жести и металлической проволоки. Артель 20 лет Октября производила игрушки из гипса, папье-маше и ваты. Стекольного производства в Березниках налажено не было (к 1945 г. был разработан только проект стекольного завода).

Большое внимание уделялось не только ёлочной игрушке. Правильная ёлка должна была быть одета в блеск (дождь), бумажный серпантин, флажки, бусы. Огромное значение придавалось иллюминации, т.к. электрификация была записана в ряд заслуг советской власти. Свечи уступили место гирляндам с разноцветными лампами. Появилась традиция «зажигать» ёлку, превращающая цветные огни в настоящее чудо. Ёлку по возможности зажигали без пяти минут полночь, вступая в Новый год. Даже если ритуал проводился для детворы в январе, свет подавался на ёлку только в торжественный момент начала или окончания праздника. Пространство у ёлки рекомендовалось сюжетно оформлять куклами в необычных костюмах на санях, запряжённых лошадьми, мишками с флажками в руках, дедом Морозом и Снегурочкой и другими игрушками.

Родители сохранили для своих детей один из важнейших элементов праздника – сюрприз. В советских учреждениях и семьях долгое время жила дореволюционная традиция: ёлку наряжали взрослые, сохраняя её черновой вид за закрытыми дверьми. Ребёнок видел уже наряженную «ёлку-красавицу», отчего восторг от её вида лишь усиливался. В 1938 г. газета сообщала: «Долгое время дверь одной из комнат детского сада №6 (Ждановские поля) была закрыта. Секрет! Но зато, какое чарующее впечатление произвело на детвору открытие этой комнаты. Во всём своём великолепии предстала перед маленькими дорогими гостями ёлка. Детским несмолкающим лепетом наполнилась комната. – Ой, какая ёлочка! – Нарядная, красивая! – восклицают голоса» [10.С.4].

Главные ёлки города в 1930-е гг. ставились в ДК Ленина и Доме отдыха Огурдино. На них в 1938 г. Союз Азота и спецхимии отпустил по 500 руб. Две тысячи рублей ушли на ёлки в школах имени Кирова, Пушкина, Островского, Лёнвенской, Дедюхинской, Усольской, Усть-Зырянской [11.С.2]. На ёлки ребят приглашали по квотам, билеты на общественные ёлки нужно было заслужить хорошей учёбой, спортивными и общественными достижениями. Домашние ёлки устраивались массово. Родителям в этом мероприятии помогали педагоги школ и детских садов. «Правильные» советские ёлки получались далеко не у всех, однако важно было то, что в их подготовке участвовали все представители семьи, отчего торжества получались искренними и душевными. «Дядя Витя принёс из леса ёлку. Мама и дядя наделали игрушек, дедушка купил свеч и гостинцев. Украсили ёлку прекрасно!»

Сценарий организованного новогоднего торжества в 1930-е гг. был таким же политизированным, как и сама ёлка. Для официальной части праздника разучивались песни, танцы, стихи, ставились номера, сценки. В неофициальной части обычно присутствовали игры, подарки, общение, праздничный ужин. В начале 1939 г. юный березниковец рассказывал: «Славик прочитал стихотворение «Огурчик», Ина – «Здравствуй, праздник новогодний», Тая Раевская – «В школу», Буерашина Нина – «Сад», Лёня Буерашин – «Ленин». В декламации приняли участие все участники, некоторые выступали по два раза. Хором спели песенки – «Служили два товарища», «В лесу родилась ёлочка», «Над речкой, над водичкой» и другие. На балалайке играла Леля Евсеева. Мы станцевали «Лезгинку», «Яблочко», «Коробочку». По окончании торжества нам были розданы гостинцы» [12.С.2].

Традиция рассказывать стихи Деду Морозу появилась именно в 1930-е гг. Волнительный момент детям обеспечили советские педагоги. Подарок от Деда Мороза за стих был наградой за детский труд, уроком для всех юных зрителей, а сами стихи выступали наполнителем новогодней программы.

Для старшеклассников, студентов и взрослых в новый год обычно устраивался бал-маскарад. Это была очередная дореволюционная диковинка, окрашенная в 1930-е гг. в государственные цвета. Заглянем на подобный бал-маскарад 31 декабря 1937 г. в клубе горняков г. Соликамска. Вот костюмы на тему: «Сталинская Конституция» (гран-при конкурса костюмов). Вот женщина–боец испанской республики. На плече у неё винтовка, в руках – красное знамя, символ победы героического народа, отстаивающего свою независимость в войне с франкистами. Вот в шумной массе – Пушкин и его герои – Ольга, Татьяна. Разнообразные костюмы народностей, населяющих великий Советский Союз. Смех, радостные песни, танцы. Ровно в 00:00 зажглась новогодняя ёлка, понеслись здравицы в честь великого Сталина. Начался парад масок, выступления самодеятельности. Человек в пушкинском костюме читал «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Под гул всеобщего одобрения проходил нацменовский танец жениха и невесты. Весёлая почта, весёлая фотография. За лучшие костюмы на маскараде была выдана премия. До утра работали оркестр и баяны. Неутомимо танцевали пары [13.С.2].

В загадку маскарада система внесла обязательную для 1930-х гг. состязательность и организованность. Через предварительные заявки отсеивалась нежелательная тематика костюмов. Загодя разучивались обязательные здравицы-благодарности партии и правительству, поздравления имели свою чёткую иерархию и очерёдность.

Помимо маскарадов готовились культурные вечера и инсталляции. 31 декабря 1937 г. в ДК Ленина выступила березниковская хоровая капелла, которую сменил хор домохозяек. На сцене были установлены большие часы. Когда стрелка дошла до 12:00 поднялся флаг с лозунгом: «Да здравствует новый год – первый год третьей сталинской пятилетки!». Оркестр начал «Интернационал». Зал встал и подхватил гимн. После официальной части начались танцы и игры. Веселье закончилось только в три часа ночи [14.С.2].

Идеология отступала в спортивно-увеселительной части новогоднего праздника. Праздничные выходные были отличным поводом пройтись по снегу на лыжах или выйти в коньках на лёд городского стадиона. Так 31 декабря 1936 г. спортивное общество «Азот» (БХК) провело большой новогодний карнавал на льду, организовав иллюминацию и факелы. Катанье было проведено под оркестр духовой музыки. Для пар позже исполнялась танцевальная музыка [15.С.4]. На сцене ДК Ленина и клубов г. Березники для увеселения публики исполнялись акробатические и гимнастические номера. Январь нового года предлагал березниковцам регулярные лыжные соревнования и эстафеты.

В 1930-е гг. новогодний праздник был ориентирован преимущественно на детей. Взрослая публика получила официальный выходной 1 января только в 1947 г., тогда как детвора уже в 1930-е гг. выходила с 30-31 декабря на новогодние каникулы до 9-10 января. Учитывая это обстоятельство, городские учреждения и организации старались к новому году обеспечить юных березниковцев новогодней программой отдыха.

В 1937-1938 гг. Березниковский драматический театр подготовил в подарок детям замечательный спектакль по роману Стивенсона «Остров сокровищ». Режиссёры А.Г. Давидсон и А.И. Легран внесли в известное всем приключение молодого Джима несколько новинок. Появилась обезьяна Гро в исполнении артиста Раскопова и стреляющая пушка в последнем действии. Публика оценила то, с каким мастерством были выполнены декорации постановки, особенно корабля в море и тропического леса. Спектакль был принят публикой на ура [16.С.2]. Кроме театральной сцены ребят в 1930-е гг. увлекали Березниковский цирк и кинотеатр «Авангард».

Новогодняя пора – время проявления доброты и милосердия. Одна из самых больших заслуг советской власти в деле становления новогоднего праздника – помощь детям малоимущих и сиротам. Усольский и Дедюхинский детские дома ежегодно получали денежные суммы на установку ёлки и закупку подарков. Для январской ёлки 1938 г. в Усольском детдоме было выделено 2,5 тыс. руб., а в числе подарков для лишённых родительской заботы детей оказались три педальных автомобиля [17.С.2]. В 1939 г. совет жён ИТР Березниковского химического комбината обратился с призывом ко всем матерям г. Березники в школьные каникулы пригласить на новогоднюю ёлку детей из детдома, окружить их любовью и лаской, помочь им провести время весело и увлекательно [18.С.2].

В 1930-е гг. Новый год был возрождён под красным знаменем и был вписан в большую программу заботы партии и правительства о советских детях. Противопоставляя Новый год Рождеству, советская система сохранила общий конструкт праздничной традиции: украшение ёлки, стол, культурный сценарий, сделав основной упор на пропаганду ценностей нового светского общества. Дореволюционные праздничные традиции сохранились в частичном или искажённом виде, уступив место новым начинаниям. Праздник оказался политизирован, но стал массовым и смог дойти до всех жителей СССР в том или ином виде. Из-за дореволюционных корней праздник быстро окреп и вошёл в народное сознание таким образом, что отмечается и сейчас.

Список источников:

  1. Сальникова А. История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку / А.Сальникова. – М.: Новое литературное обозрение, 2011.
  2. Ударник, №12 от 15.01.1936
  3. Ханипова И. Да здравствует новый советский год. Политизация новогодней ёлки в Советской России // Гасырлар авазы – эхо веков, №3/4, 2012.
  4. Ударник, №290 от 18.12.1936
  5. Ударник, №288 от 18.12.1938
  6. Ударник, №298 от 29.12.1937
  7. Ударник, №295 от 24.12.1936
  8. Ударник, №290 от 21.12.1938
  9. Ударник, №290 от 18.12.1936
  10. Ударник, №10 от 12.01.1938
  11. Ударник, №290 от 21.12.1938
  12. Ударник №2 от 03.01.1939
  13. Ударник №2 от 03.01.1938
  14. Ударник №2 от 03.01.1938
  15. Ударник, №290 от 18.12.1936
  16. Ударник №9 от 11.01.1938
  17. Ударник, №4 от 05.01.1938
  18. Ударник №2 от 03.01.1939

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS