Усольский детский дом в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Старший научный сотрудник исторического отдела БИХМ
Шириханова Е.П.

В Усолье в 1930-е годы существовало множество детских учреждений, различающихся своими функциями. Это прежде всего дошкольные и школьные учреждения. Начальных школ было четыре, а также одна семилетка и одна средняя школа. Особую роль играли 3 других детских учреждения.

  1. Приёмник - распределитель. Основной функцией распределителя являлось временное содержание безнадзорных детей и определение их судьбы - дом ребёнка (до 6 лет), патронатные семьи, детский дом (с 7 лет). Он располагался в конторе и архиве сользавода (памятник архитектуры 1833 г. основания). В годы войны директором распределителя была Матвеева [1].

  2. Усольский дом ребёнка. Существовал с 1936 года, находился в подчинении Молотовского областного отдела здравоохранения. В нём, в основном, находились дети - сироты, у которых не было родителей. Усольский дом ребёнка расформировали в 1967 году, дети были распределены по другим детским домам.

  3. Детский дом, располагался в господской усадьбе Строгановых (памятник архитектуры 1832 г. основания). Он существовал (согласно книге приказов) с 1935 года [2]. Расформирован детский дом на основании Приказа № 35 от 22.01.1955 года Молотовского областного отдела народного образования. Дети отправлены в детские дома городов Кунгур, Лысьва, Слудка и др.[2].

История этих трёх учреждений г. Усолья ранее не исследовалась. Данная работа отражает только историю Детского дома и ограничена временными рамками Великой Отечественной войны.

На протяжении 1941-1945 гг. заведующими детским домом, по данным архивов, были Быков, Чернышева Клавдия Николаевна [3.С.92], Лангер [4.С.98]. В детский дом поступали дети - сироты, у которых не было родителей (умерли, погибли на фронте, были осуждены), а также дети подброшенные, бродяжничающие, переведённые по возрасту из дома ребёнка. В детском доме содержались дети, матери (отцы) которых сами сдавали детей, так как были нетрудоспособные. Отправлялись в детдома и дети трудпоселенцев, если их родители умирали. В годы Великой Отечественной войны детдом функционировал ещё и для ребят, эвакуированных из разных городов России. Таким образом, в одном детском доме воспитывались дети из разных городов, республик СССР, разных национальностей. Это можно установить по личным делам воспитанников. Среди них были китайцы, украинцы, белорусы, немцы, жители Карело - Финской АССР, Прибалтики и т.д.[5].

Данные о численности воспитанников детского дома на начало войны не сохранились. В 1944 г. в детском доме проживало 194 ребёнка [3.С.98].

В период Великой Отечественной войны изменилась вся система работы детского дома - воспитанников и персонала, порядок обеспечения, воспитания. Влияние военного времени на персонал можно проследить по книге распоряжений и приказов. В 1941 году в распоряжениях директора часто повторяются слова: «Уволить в связи с призывом в РККА», в армию добровольцами ушли 2 медсестры детдома [2]. Ужесточилась трудовая дисциплина. Только в 1941 году на основании приказа Президиума Верховного совета от 26.04.1940 г. за опоздания на работу и уход раньше положенного времени было отдано под суд 7 человек, многим были вынесены выговоры. Все эти приказы написаны на основе докладных сотрудников детдома [2]. Контингент детдома выполнял обязательные военные мероприятия. В учреждении был организован штаб ПВХО, среди сотрудников проводились занятия 4 раза в неделю по 2 часа, подготовлено бомбоубежище и газоубежище (распоряжение от 18.07.1941 г.) [2.С.45]. Для воспитанников детдома вводилась военная дисциплина, они делились на группы во главе с командирами, которые ежедневно отчитывались об обстановке в группе, руководили процессом выполнения распоряжений директора [2.С.27]. С целью предотвращения террористических актов на территории детдома распоряжением директора запрещалось пропускать в интернаты и другие цеха кого - либо, кроме представителей местной власти [2.С.50].

Детские дома всегда располагали небольшим бюджетом. В годы войны, когда весь советский народ жертвовал фронту, Усольскому детдому пришлось экономить, в том числе и на питании.

Питание

Для детей детского дома, детского приёмника, дома ребёнка вопрос о питании стоял на особом контроле, так как дети находились в них круглосуточно. «Иждивенцы получали по 300 граммов хлеба» [4.С.195], а ведь детям, кроме хлеба, нужны были молоко, овощи, фрукты. Одной из причин недостаточного питания была низкая разнарядка продуктов. Особенно тяжело было в первые годы войны, 1941-1942 гг. По распоряжению директора детского дома (1941 г.) работникам детдома категорически запрещалось питаться в детских столовых. В 1943 году в столовых уже разрешалось питаться бывшим воспитанникам, если они работали в этом же детдоме. В 1944 году персонал детдома получал талоны на продукты и мог рассчитывать на горячее питание без вычета его стоимости из зарплаты. Дети сотрудников получали трёхразовое питание (если не посещали в детсад, ясли) и сверх нормы 100 г. дополнительно хлеба [2]. По словам воспитателя детского дома Егоровой В.Н., ближе к концу войны некоторые продукты начали присылать из США по ленд-лизу.

Местные органы власти предлагали решить проблему обеспечения продуктами питания через создание подсобных хозяйств. Такие хозяйства были созданы при каждом детском учреждении, в том числе и при детском доме. Сессии городского Совета и Исполнительный комитет депутатов трудящихся этот вопрос постоянно держали на контроле. Проанализировав материалы сессии и решений к ним за 1944 г. (дела №22 - 27), выявлено: только за период - январь - май 1944 г. этот вопрос поднимался 4 раза.

20.01.1944 г. ИК Усольского городского Совета рассмотрел данную проблему и выяснил, что в детском доме низкая урожайность овощей и картофеля, так как землю не удобрили, не занялись зяблевой вспашкой. Детский дом имел 10 га пахотных земель, из которых он освоил только 0,8 га. Отсутствовал семенной материал. Однако ИК не бросил детский дом в беде, а попытался оказать посильную помощь - предложил вспахать землю трактором, помочь транспортом, сеном коллектива швейной фабрики [4.С.70].

Отмечено, что в Детском доме питание плохое, так как руководство вынуждено было раздать коров, виду того, что с сенокосных угодий 17 га сено убрали плохо, часть скосили сторожа, кормить стало нечем [4.С.70] . Молоко до этого периода было в детском доме всегда, правда, в недостаточном количестве. По воспоминаниям воспитателя Егоровой В.Н, заготовкой сена занимались старшие воспитатели, они переплывали на лодке на остров Подвальный на Полое.

Весной главной проблемой всегда была обеспеченность семенным материалом. Усольский ИК давал разнарядку на отпуск семян. Детским учреждениям выдавались семена брюквы, моркови, свёклы, огурцов, редиса, редьки, помидор [6.С.29]. На особом контроле стояла обеспеченность посадочным материалом картофеля. Предлагалось семена картофеля выращивать за счёт рассады и ростков. Обращалось особое внимание на выращивание сахарной свёклы (из неё делали кашу) и гороха [4.С.70].

Воспитатели и дети на подсобном хозяйстве выполняли все виды сельскохозяйственных работ: сажали, пололи, собирали урожай. В качестве поощрения ребят, хорошо учившихся в школе, отправляли в Усольский сад около Совхоза поесть ягоды [7]. В 1942 г. из воспитанников детдома в июле были созданы группы детей для сбора грибов, ягод, лекарственного сырья [2.С.92]. По воспоминаниям выпускницы семилетки Контаревой Е.А., жители города, понимая, что дети детского дома голодают, приглашали через своих детей – одноклассников детдомовцев к себе домой. Подобную заботу проявляли и воспитатели [8].

Бытовые условия

Крайне низкой была оснащённость детского дома оборудованием и мягким инвентарём. Матрацы в детском доме были из тряпок, которые вылезали. Тряпки заменяли мочалом и набивали им матрацы [4.С.71] . В ряде спален, по материалам ИК за 1944 год, имелись выбитые от мороза стекла, что отражалось на температуре комнаты [4.С.100]. Детский дом ощущал острую нужду в белье, оно было изношено и застирано. При смене белья на чистое заменялась только половина от потребности [4.С.100]. Мыло использовалось плохого качества. В целях экономии электроэнергии по распоряжению директора с 08.05.1942 года в 23.00 выключался весь свет, освещали только место, где находился ночной воспитатель и количество лампочек должно быть не больше 3 [2.С.86]. В работе Усольского детдома имелся ряд положительных моментов, главным из которых был переезд детдома в сентябре 1943 г. в более уютное и тёплое помещение [4.С.100].

Большой проблемой в годы войны была обеспеченность одеждой и обувью. Зав. районо Мышкина сообщила, что 60 учащихся детдома по этой причине не посещало школу. Артели по пошиву обуви был спущен план - изготовить 200 пар обуви, но т.к. не был подготовлен материал, рабочие изготовили всего 18 пар [4.С.100]. По воспоминаниям воспитанницы детского дома Политовой В.И., дети ходили в брезентовых ботинках с деревянными подошвами [7]. В самые сильные морозы детям выдавали валенки, но их не хватало, было всего 30 пар на 194 человека [4.С.98]. Нужду терпели не только дети, но и воспитатели, на работе ходили в пальто потому, что не на что было приобрести платье [4.С.98]. В качестве премии за перевыполнение нормы на 50% на сельхоз работах выделялось «верхнее обмундирование» (платья, юбка, рубашка, брюки) [2].

Топливо

Особой проблемой детских учреждений была обеспеченность топливом — дровами. Дрова, специально заготовленные для социальных учреждений, находились далеко - в нижней и верхней гаванях за несколько километров от детдома, а так как было лошадей, возили «на себе» [9.С.22]. Под Камнем располагалась лесозаготовительная организация «Лесозаг». В выходные дни и после уроков дети и воспитатели выкапывали бревна изо льда на Каме, пилили и возили в детдом на санях, устроенных из лыж. В качестве транспорта для завозки дров иногда приходилось использовать даже недойных коров [4.С.70]. Организациям, имеющим машины и лошадей, предлагалось помочь школам и детским домам в подвозке дров.

Здоровье

Дети - особый контингент населения страны, забота о котором должна проявляться в виде профилактики детской заболеваемости и укрепления здоровья. В тяжёлых условиях жизни в детском доме, при плохом питании всегда существовала проблема распространения инфекций. ИК городского Совета неоднократно рассматривал вопросы профилактики заболеваний, в т.ч. и среди детей. Этот вопрос был настолько серьёзным, что в 1942 г. он был рассмотрен отдельно и по нему принято решение «О борьбе с детской заболеваемостью». В этот период существовала возможность заноса инфекции в связи с эвакуацией детей из прифронтовой полосы. Медицинские работники провели большую профилактическую работу, благодаря чему инфекционные заболевания в 1942 г. по сравнению с 1941 г. резко снизились. Предлагалось обрабатывать одежду вновь прибывших, а также одежду детей, постоянно проживающих в детском доме. Ввиду завшивленности дети остригались наголо. В целом санитарно - просветительная работа велась недостаточно, слабо была поставлена работа по борьбе с туберкулёзом, план прививок по дифтерии не выполнялся, имелись случаи заболевания чесоткой [4.С.98]. Ввиду плохого питания большинство детей страдало малокровием.

Учёба и воспитательная работа

Начальные классы ходили учиться в школу № 2 на Низу, в школу № 3 на Рубеже, в школу № 4 в Капустной [8]. Среднее и старшее звено учились в средней школе, где обычно составляли целые классы [9]. В 1941 году число пятых классов средней школы доходило до 7 [10]. По воспоминаниям Незнаева Н.И., ребята детского дома составляли обычно целый класс в параллели [10]. Наиболее способные после окончания семилетки получали среднее образование. Из выпуска 1941 года трое выпускников составляли воспитанники детского дома [8]. ИК Усольского горсовета неоднократно отмечал, что воспитанники детского дома по школам являются лучшими учащимися [4.С.100]. Среди учащихся средней школы отличниками были, в том числе и дети из детского дома. В 1944 году по детскому дому не успевало всего 6 человек, успеваемость составляла 96,8% [4.С.100]. Конечно, такие результаты восхищают, но вызывают сомнения в правдивости. В Усольском архиве сохранился табель успеваемости ученицы 5 класса, которая оставалась третий раз на повторное обучение [5]. В 1942 году 8 мая было издано распоряжение директора, по которому воспитанники, не ликвидировавшие ученические задолженности до 20 мая, отчислялись, трудоустраивались в отдалённые колхозы района [2.С. 86]

Изменилась во время войны и система воспитательной работы. Идея воспитания патриота, защитника Родины стала главной. Это выражалось не только в помощи фронту, заботе о раненых, встречах с участниками Великой Отечественной войны, но и в подготовке себя к будущей службе в армии. Ярким примером этого является отношение к НВП, физкультуре, зимнему спорту. Ежегодно зимой в годы войны проходил профсоюзно-комсомольский лыжный кросс. Инициатором его проведения в феврале 1942 г. стали воспитанники детского дома [11]. На призыв откликнулись все школы Усолья, в том числе и средняя школа. В ней из 84 участников нормы сдали 79 [11].

Недалеко от детдома находились военные госпитали. Ребята всячески поддерживали бойцов и устраивали для них небольшие концерты: пели и плясали [12.С.161].

Взрослые оказывали помощь детям, прибывшим из временно захваченных немцами советских районов. Они собирали тёплые вещи и белье. Комсомольская организация детского дома (комсорг Панова) собрала 44 различные вещи [13].

Для трудового обучения девочек в Усольском детдоме организовали швейное дело, однако уже в 1944 году швейная мастерская не работала, так как не хватало помещений [4.С.100].

Безусловно, в детском доме имелись факты нарушения дисциплины. Егорова В.Н. вспоминает случай, когда Бек - «китайчонок» попытался украсть на рынке кусок мыла [14].

Учитывая, что в период Великой Отечественной войны забота о детях имела особо важное значение, государство обязало руководителей детских учреждений со всей ответственностью относиться к порученному им делу, помня, что они должны мобилизовать весь коллектив на воспитание молодого поколения в духе коммунизма. Воспитатели детского дома по школам Усолья являлись лучшими воспитателями. И это не случайно, ведь они должны были заменить родителей своим воспитанникам. ИК горсовета отмечал лучших воспитателей: Солодий, Некрасова, Раследов, Малинина [4 c.100]. По воспоминаниям Егоровой В.Н., её коллегами были: Валентина Саламатова (Елисеева), Рита Ромина, Мария Репина, Римма Владимировна Тараканова, Елена Александровна Троицкая, Мария Ивановна Ломакина. Медик, директор дома ребёнка Балашова - Евсина. Директорами интерната младших классов была Чернышова Клавдия Ивановна, а заведующей школы-интернат Ежова Мария Николаевна [14].

Часть воспитанников детского дома после окончания семилетки трудоустраивалась или по мобилизации отправлялась в другие города Пермской области. Но детский дом не бросал даже и трудоустроенных детей. Директор детдома обязан был проверить материальные условия трудоустройства детей, добиваясь оказания помощи наиболее нуждающимся [14]. После окончания войны выпускников детского дома отправляли на Родину, за кем-то приезжали родители, а тем, кому некуда было ехать, отправляли в Пермскую область и во Владимирскую область [14].

Жизнь в детском доме трудна во все времена. Дети-сироты нуждаются в любви, тепле, уюте, ласке и дать им это могут только воспитатели. Материальная забота о воспитанниках детдома лежала на государстве и местных органах власти. В условиях военного времени последние не могли выделить достаточно средств для нормального существования Усольского детского дома. Воспитанники детского дома в годы войны, понимая сложность положения страны, показали себя способными в учёбе, любящими свою Родину, не боящимися труда.

Судьба детдомовца Лемешонка Михаила, 1922 года рождения

Судьба Михаила интересна своей противоречивостью, в ней выделяются стремление юного гражданина стать Человеком и желание быть первым, в том числе и в нарушениях правил поведения. Материал о нём сохранился в архивах СОШ №1, администрации Усольского района (личные дела воспитанников), в воспоминания выпускницы 1941 г. М.М. Прутовой (Малининой), в электронной базе данных сайта МО «Подвиг народа».

Семья Михаила была выслана из западных областей РСФСР в 1931 году. Как трудпоселенцы, они проживали в спецпосёлке Усть-Долгая на севере Соликамского района на р. Глухая Вильва. На сайте «Подвиг народа» есть точное место рождения Михаила - Калининская область, Себежский район, Ляховский с/с, д. Шрамы [15]. В сентябре 1936 г. несовершеннолетний Лемешонок Миша был задержан в г. Соликамске, в НКВД он рассказал, что родители отправлены в Кунгурский инвалидный дом, месторождения не знает. Конечно, интересно узнать, как 14-летний подросток добрался до Соликамска из глухой тайги? Сейчас на этот вопрос уже никто не ответит. Большое расстояние, дороги по лесу, возможность быть пойманным не остановили подростка. Желание быть свободным было слишком велико. Во время нахождения ребёнка в приёмнике - распределителе НКВД установило истинные данные. К 1936 году отец его умер, а мать - Ксения Кузьминична, оказалась нетрудоспособной. У Михаила была сестра - Евдокия Дмитриевна, но о судьбе матери и сестры в личном деле данных нет [5]. В Усольском детском доме воспитанник показал себя двояко: с одной стороны положительно (в учёбе), с другой, - имел несколько выговоров за поведение [5].

В средней школе в выпуске 1941 года было трое учащихся воспитанников детского дома, среди них любимец - Лемешонок Михаил. Он запомнился одноклассникам весёлым, неунывающим и умным парнем, что подтверждает Приказ № 16 от 31.12.1939, в котором объявлена благодарность директором средней школы за отличную учёбу ученику 8-го класса Лемешонку Михаилу [16.С.36]. Но наряду с благодарностью в книге приказов есть ещё один документ - Приказ от 13.03. 1939 г. За оскорбление преподавателя немецкого языка Гидт Э.И. 11.03.1939 учащемуся 8-го класса Лемешонку Михаилу был объявлен выговор [16.С.23]. Он был одним из десяти выпускников 1941 г., закончивших школу с хорошим аттестатом. Через месяц после окончания школы был призван Березниковским военкоматом в Красную армию (28.07.41г.) [17.С.50].

О военной судьбе Михаила можно узнать на сайте «Подвиг народа». На фронтах Великой Отечественной войны он находился с декабря 1941 г. по сентябрь 1944 г. Лейтенант, командир пулемётного взвода служил в 184-м стрелковом полку 56-й стрелковой дивизии 3-го Прибалтийского фронта. За всё время войны он был 5 раз ранен, из них трижды в голову. Последнее тяжёлое ранение в голову с повреждением черепа в сентябре 1944 года под Ригой послужило основанием для демобилизации. Михаил Дмитриевич был награждён орденом Красного Знамени и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда». В описании подвига к Ордену Красного Знамени содержится перечисление ранений [15].

После окончания войны Лемешонок М.Д. работал преподавателем в автошколе г. Петрозаводска. Умер от ран, полученных во время Великой Отечественной войны. Его друзья - одноклассники на своих встречах всегда вспоминали Михаила. Судьба данного воспитанника детского дома подтверждает, что чуть-чуть везения и огромного желания и - человек даже в то жестокое время наперекор режиму может прожить свою жизнь героически и интересно.

Источники:

  1. Забота о детях / Ворошиловец, №103, 24.12.1942.
  2. Архив администрации Усольского района. Ф.241, О.1, Д.1.
  3. Архив администрации г. Соликамска. Ф.159, О.1, Д.25.
  4. Архив администрации г. Соликамска. Ф.159, О.1, Д.23.
  5. Архив администрации Усольского муниципального района. Ф.241, О.2, Д.1
  6. Архив администрации г. Соликамска. Ф.159, О.1, Д.24.
  7. Архив МБОУ УСОШ №1. Воспоминания Политовой В.И., 20.11.2009.
  8. Архив МБОУ УСОШ №1. Воспоминания Контаревой Е.А., 15.11.2009.
  9. Архив администрации г. Соликамска. Ф.159, О.1, Д.22.
  10. Архив МБОУ УСОШ №1. Воспоминания Незнаева Н.И., 5.06.2008 г.
  11. Крепко стоять на лыжах / Ворошиловец, № 13, 15.02.1942 г.
  12. Усольская земля приютила сирот войны [Текст] // – «Во имя жизни», к 65- летию Великой Победы./ Составители книги: Усталова Г.В., Путько А.М. Березники, 2009 г.
  13. Для эвакуированных детей / Ворошиловец, № 9, 01.02.1942 г.
  14. Архив МБОУ УСОШ №1 Воспоминания Егорова В.Н., 14.11.2009 г.
  15. URL: podvignaroda.ru (Дата обращения; 15.01.2021)
  16. Архив МБОУ УСОШ №1. Книга приказов Усольской средней школы 1932-1945 г.
  17. МО РФ. Военный комиссариат г. Березники Пермского края, Алфавитная книга призванных 1941-1945. шкаф 8, полка 2, Опись 952.

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS