«Воздушные ворота открыты»: о работе аэропорта «Березники» в 1980–е гг.

Ст. научный сотрудник МАУК БИХМ
Соснин В. А.

В 1931 году в газете «Звезда» публикуются статьи, призывающие власти открыть воздушное сообщение по маршруту Москва – Ижевск – Пермь – Березники – Вишхимз (Красновишерск). Для того, чтобы связать Верхнекамье с центром страны, необходимо начать строительство «мощного аэропорта» в г. Перми [1, с. 137]. В начале 1930–х гг. авиасвязь поддерживалась за счет гидропланов ОГПУ (Пермь – Печора). Во второй половине XX в. расширяется сеть аэродромов в Прикамье. Появились взлетно-посадочные площадки в Гайнах, Чердыни, Осе, Чермозе, Кудымкаре, Щучьем Озере, Соликамске, Косе, Ныробе, Барде [1, с. 57]. Практически каждый районный центр имел свои «воздушные ворота».

В 1975 г. началось строительство нового аэропорта во втором городе области – Березники. Он предназначался для того, чтобы разгрузить пермский авиаузел и связать север региона с Березниками и Пермью, для чего он мог бы обслуживать до 120 тыс. пассажиров в год [2, с. 4].

К концу 1975 г. были проведены земляные работы, уложен щебень, проложена дренажная система [3, с. 4]. К строящемуся зданию аэровокзала была проложена асфальтированная магистраль.

Взлетно–посадочная полоса была выстроена со строгим учетом технических норм. Ее высокое качество было лично проверено начальником Пермского объединённого авиаотряда В. А. Шубиным, несколько раз он поднимал в воздух Ан-2 и совершал посадку. К апрелю 1983 г. был завершен монтаж оборудования важного объекта – котельной [4, с. 1]. Само же здание было готово уже к 1978 г. [5, с. 3].

Главное здание аэропорта – двухэтажное, облицованное белой плиткой, с многочисленными служебными подсобными помещениями, с просторным залом ожидания на втором этаже. Первой этаж предназначался для операционного зала, где можно было приобрести билеты, оформить документы для полета, пользоваться телеграфной и телефонной связью.

Для диспетчерской службы предназначались помещения, стены которых были покрыты звукопоглощающими материалами. «Поднимаемся по крутой лестнице и сразу же оказываемся в «фонаре» командно-диспетчерского пункта, — писал журналист газеты «Звезда». Отсюда хорошо видна длинная лента взлетно-посадочной полосы, площадка для стоянки самолетов. Кстати, аэропорт рассчитан для приема таких самолётов как Як-40, Ан-24» [4, с. 1]

Самой трудоемкой и ответственной работой подготовка средств связи. С июля 1983 г. над монтажом оборудования для радионавигационного обеспечения трудились пермские инженеры (Ю. Д. Яковлев, С. В. Волгарев, А. А. Дурсенев и др.). Затем проводились технические полеты с целью проверки средств связи, а также, чтобы осуществить радионавигационное обеспечение перебазировки самолётов с действующего аэропорта в районе Соликамска [6, с. 4].

Установкой огней взлетно-посадочной полосы были заняты специалисты уфимского монтажного управления «Каскад» [4, с. 4].

Строительство находилось под контролем специально созданного штаба, его возглавил 2 секретарь горкома партии Г. Г. Белкин, кроме руководителей города, в заседаниях принимали участие представители облисполкома. На ежемесячных заседаниях штаба рассматривался ход строительства, поступали оперативные сводки, по средам проходили выезды на стройплощадку. Строительство осуществлял коллектив строительно-монтажного поезда (СМП) № 139, генподрядчиком выступило «Управление строительства «Пермстройпуть» [5, с. 3].

Большую помощь строителям оказали березниковские предприятия, организации. Например, калийщики активно участвовали в строительстве котельной. Рабочие БТМК подготовили к сдаче очистные сооружения. [6, с. 4].

Развитие аэропорта продолжилось и в 1987–1988 гг., в новом административном здании появились спортивный зал, помещения отдыха для летчиков [7, с. 3], а для пассажиров с июня 1988 г. заработали буфет, столовая и гостиница на 40 мест [8, с. 4].

С оценкой «хорошо» Государственная комиссия (председатель – заместитель начальника Уральского управления гражданской авиации В. К. Денисов) подписала акт о приёмке в эксплуатацию аэропорта «Березники». Его окончательная стоимость составила более 6 млн. руб. [9, с. 1].

13 октября 1983 г. был сдан в эксплуатацию аэропорт «Березники». На торжественном митинге строители вручили символический ключ командиру пермского объединенного авиаотряда В. А. Шубину. Первый рейс состоялся в северный поселок области – Чепец. С первых дней самолеты Ан-2 начали совершать рейсы до Чердыни, Ныроба, Усть-Уролки, Ольховки /петров 235/ [2, с. 4].

На самолетах Ан-2 выполнялось 15 рейсов в день по области. За 1984 г. было перевезено 48,5 тыс. пассажиров, 1400 кг почты и 600 кг грузов. [10, с. 128].

Ан-2 называют одним из самых долгоживущих типов самолетов в мире, он эффективно выполнял задания десятков отраслей народного хозяйства. Повсюду его любовно называли тружеником неба [11, с. 122].

Неприхотливый труженик перевозил и рыбаков, и геологов, и туристов и многих других. Экипаж Ан-2 (командир самолета С. Н. Попов и второй пилот В. А. Чураков) совершал полеты в Пожву, Пермь и другие населённые пункты области [12, с. 1]. В 1986 г. Почетными грамотами были награждены командир звена самолетов Ан-2 А. Л. Водолеев, водитель спецтранспорта М. Ф. Перфилов, присвоено звание ударника пятилетки с вручением почетного знака пилоту-командиру Ан-2 В. А. Будалину [13, с. 1].

4 мая 1984 г. была открыта воздушная линия «Березники–Пермь» на самолете Ан-24 (командир воздушного судна Павлов В. Т., бортмеханик Гребнев В. Л.) [14, с. 555]. В конце апреле 1984 г. был совершен пробный полет на Ан-24 с целью проверки надёжности работы всех радионавигационных средств, состояние взлетной полосы, а кресла в салоне самолета заняли члены технической комиссии. В. А. Шубин подвел итог, что «первые результаты показали, что Березниковский аэропорт готов к приему таких типов самолетов» [15, с. 4].

Прибывших на Ан-24 первых пассажиров 4 мая встречали руководители города, авиапредприятия и строительных организаций (2 секретарь горкома Г. Г. Белкин, начальник аэропорта А. П. Пастухов, командир подразделения Пермского авиаотряда Б. Г. Полежаев, старший прораб СМП № 139 Н. Д. Кокшаров, начальник управления Уралэлектромонтажа Н. А. Волоткович) [16, с. 1].

Продажа билетов на рейс до Перми открылась 29 апреля в трансагенстве. Березниковцы могли приобрести билеты на следующие рейсы: «Рейс 519. Вылет из Перми (аэропорт Савино) в 6–25. Прибытие в Березники в 7–25. Вылет из Березников в 7–55.
Рейс 523. Вылет из Перми в 14–55. Прибытие в Березники в 16–00.
Рейс 524. Вылет из Березников в 16–30. Прибытие в Пермь 17–35. (Время московское)» [17, с. 4].

В 1984 г. самолетами Ан-24 и Ан-2 из аэропорта «Березники» можно добраться до городов Гайны, Коса, Кудымкар, Ныроб, Чердынь, до малых населенных пунктов (Керчевский, Красный берег, Пильва, Русиново, Чусовское). Цена билета до Перми равнялась 8 руб., Кудымкар и Ныроб по 6 руб., Чердынь и Коса – за 5 руб., а за двадцатиминутный полет до п. Керчевский нужно было заплатить 2 руб. [18, с. 4].

И. А. Неверов, почетный гражданин города, заслеженный строитель РСФСР вспоминал: «Я летел в Пермь в командировку. Занял место рядом с дверью и почему–то не пристегнулся. Мы взлетели. Все шло нормально. И вот где–то на полпути до Перми дверь (видимо, замок плохо работал) начала открываться. Я успел схватить ее рукой и притянуть к корпусу фюзеляжа. Через некоторое время она снова открылась, да так сильно, что дотянуться до нее не было возможно. Я сидел ни жив ни мертв, поглядывая вниз на заснеженные верхушки деревьев. Экипаж, видимо, почувствовал дополнительное сопротивление воздуха, один из лётчиков вышел из кабины и, уж не помню чем, притянул дверь и привязал ее веревкой. Больше она не открывалась, так и долетели». [19, с. 144].

АН-24 стал одним из самых распространённых самолетов. К концу 1970 г. он работал более чем на 450 воздушных линиях. В фюзеляже размещены кабины экипажа, пассажирский салон, бытовые помещения и грузовой отсек. Просторный салон оборудован комфортабельными креслами. Перед салоном расположена кабина экипажа. Экипаж состоит из командира корабля, второго пилота, бортмеханика и бортпроводника [11, с. 169].

В Пермском объединённом авиаотряде эксплуатировалось до 10 бортов Ан-24. Березниковский Ан-24 совершал посадки в Перми на грунтовый аэродром Бахаревка [1, с. 126].

«В другой рейс до Перми вместо обычного часа продолжался почти два, – продолжал И. А. Неверов. Бахаревка не принимала. Нас трясло и болтало, и мы уже готовились к посадке в Кирове. Не приземлились все–таки в Перми, правда, состояние было тяжелое». [11, с. 144].

С 1 июля 1984 г. воздушное сообщение между Свердловском и Березниками стало регулярным. Первый рейс с пассажирами на борту выполнил экипаж Пермского авиапредприятия во главе с пилотом 1-го класса Л. Кочевым. Поднявшись в свердловском аэропорту Кольцово, самолет Ан-24 преодолел расстояние до березниковского аэропорта за 70 минут. В то же время, пассажирский поезд «Ермак», следующий по маршруту Свердловск – Соликамск, находится в пути 16 часов [20, с. 4].

24 августа 1988 г. из аэропорта «Березники» маршрутом на Свердловск вылетел самолет Ан-28. Первый рейс был выполнен экипажем свердловского отряда Уральского управления гражданской авиации (командир экипажа Р. Сафин) [21, с. 4]. 24 августа горожане могли приобрести билеты за 15 рублей на следующие рейсы «Березники – Свердловск (Арамиль)»: 612 (время вылета 8:50 – время прилета 10:20), 616 (14:40 – 16:10) и на обратный маршрут (6:40 – 8:10 и 11:30– 16:10) [22, с. 4].
Ан-28, разработанный коллективом О. К. Антонова в 1978 г., вышел на линии Аэрофлота в 1986 г. В пассажирском варианте самолет Ан-28 располагались пять рядов кресел, по левому борту – одинарные, по правому сдвоенные. Всего в салоне размещено 15–17 комфортабельных кресел [11, с. 246].

За 1985 г. перевезён 50 571 человек [13, с. 1]. В 1986 г. было перевезено 49 400 пассажиров, 83, 5 тонн почты, 80 тонн груза [23, с. 1]. В 1987 г. — более 50 790 чел. [24, с. 1]. В 1989 г. пассажиропоток составил уже 64,5 тыс. пассажиров, перевозки почты – 600 кг и грузов – 1100 кг. [10, с. 128].

20 мая 1989 г. в 15:00 (по моск. времени) в аэропорт «Березники» приземлился ЯК-40 Челябинского авиапредприятия, из него вышли 18 пассажиров. С этого дня началось регулярное авиасообщение Березников с аэропортом Челябинска. По словам заместителя начальника аэропорта В. А. Гайворона, еще один маршрут заметно улучшит экономические показатели предприятия (на 1989 г. действовало два рейса в неделю, время полета – 1,5 часа). Сам самолет Як-40 обладает высокими летно-техническими качествами, практически отсутствует шум в салоне [25, с. 3].

С ноября 1990 г. в расписании самолетов появился маршрут до г. Куйбышева (Самара), при цене билета 21 руб., время в пути — 1 ч. 45 мин. [26, с. 4].


Залогом успешной работы предприятия было наличие хорошо организованного и профессионального коллектива, и не только работа пилотов, но многих других служб. За первый год работы аэропорт выполнил план на 108 % [27, с. 1].

В зимних условиях готовили самолёт к вылету авиатехники Е. К. Семеновых, В. Л. Козлов, В. А. Коняев. Напряженная работа по подготовке взлетно-посадочной полосы, очистки ее от снега выполнялась работниками наземной службы (руководители Г. А. Перстков, А. А. Аристов), водителями автотранспорта В. А. Кузьминым и М. А. Перфиловым [23, с. 1]. Эпоха «перестройки» отразилась в работе авиапредприятия. Бригадиры и начальники служб избираются на общих собраниях. По итогам соцсоревнования за 1987 г. победителями стали коллективы службы движения во главе с Ю. М. Мырзиным, инженерно-технической службы (руководитель – ст. инженер А. А. Словцов), авиаметеостанции (руководитель Л. Г. Козлова). Лучшим профгрупоргом признана инженер Т. А. Закирова. Инженер В. И. Избышев, инженер–синоптик В. Н. Журавлева проводили большую общественную работу. Эскадрилья березниковских пилотов вышла в лидеры среди летных коллективов объединенного авиаотряда. В зимних условиях работники службы связи (руководитель – Д. Н. Широков) установили и ввели в действие радиолокатор для повышения безопасности полётов [24, с. 1]. В 1986 г. за счет установки новых светосистемы и метеоборудования был снижен полетный минимум для самолета Ан-24 («Большое Савино – Березники»), то есть самолет мог летать в более сложных метеоусловиях [13, с. 1].

Аэропорт «Березники» связал Верхнекамье с двумя пермскими аэропортами «Бахаревка» и «Большое Савино». К концу 1980-х гг. расширяется сфера полетов, кроме региона, это города Свердловск (Екатеринбург) и Челябинск. Об эффективной работе предприятия говорят экономические показатели (выполнение плановых показателей по пассажиропотоку и грузоперевозкам). Начиная с года открытия, аэропорт увеличивал способность принимать различные типы самолетов (Ан-2, Ан-24, Ан-28, Як-40). Время «перестройки» сказалось на работе и организация предприятия. С 1991 г. начинается новая страница в истории авиапредприятия «Березники».



Библиографический список

1. Ивашкевич В., Гриф М. Самолеты пермского неба. История становления гражданской авиации в Перми. 1910–1970 годы. / Продюсерский центр «Траектория». — Пермь, 2013. – 144 стр., ил.

2. Петров Л. Аэропорт «Березники» / Звезда № 235 за 13.10. 1983 г.

3. Васильев М. Строится аэропорт / Звезда № 259 за 4.11.1975 г.

4. Петров Л. Аэропорт (Березники – Соликамск) / Звезда № 95 за 24.04. 1983 г.

5. Иоч А. Аэропорт вас ждет / Березниковский рабочий № 46 за 06. 03. 1981 г.

6. Одесских Ю. Новый аэропорт / Звезда № 224 за 30.09. 1983 г.

7. Новое здание / Березниковский рабочий №188 за 30.09. 1987 г.

8. Из аэропорта Березники / Березниковский рабочий № 161 за 20.08.1988 г.

9. Аэропорт Березники в строю / Березниковский рабочий №188 за 28.09. 1983 г.

10. Березники: Энциклопедический справочник. – Изд-во «Книжный мир», 2007. — 480 с.

11. Артемьев А. А. Крылья сверхдержавы / Александр Артемьев. — М. Яуза: Эксмо, 2009. — 608 с.

12. Вам — взлет / Березниковский рабочий № 67 за 07.04.1987 г.

13. Ахметгареев Д. Коллектив пока молод / Березниковский рабочий № 28 за 08.02.1986 г.

14. Гражданская авиация России. 80 лет. 1923–2003 гг. Ч. 2. – М.: Воздушный транспорт, 2003.

15. Одесских Ю. На АН-24 до Перми: В аэропорту Березники совершил посадку первый самолет АН-24. – Звезда № 101 за 19.04. 1984 г.

16. Пронина Л. Счастливых полетов / Березниковский рабочий №91 за 9.05.1984 г.

17. Вниманию березниковцев! / Березниковский рабочий № 86 за 29.04.1984 г.

18. Расписание самолетов из Аэропорта Березники по 5 сентября / Березниковский рабочий №95 за 16.05.1984 г.

19. Неверов И. А. Никому не отдам свою биографию. — Березники, 1998 г.

20. Александров В. Воздушный мост действует – Звезда № 153 за 4.07. 1984 г.

21. До Свердловска на АН-28 / Березниковский рабочий № 161 за 30.09. 1988 г.

22. АЭРОФЛОТ [Березники–Свердловск] / Березниковский рабочий № 161 за 20.08.1988 г.

23. Избышев В. Мчатся самолеты / Березниковский рабочий № 26 за 7. 02. 1987.

24. Истомина Г. Воздушные ворота города / Березниковский рабочий № 31 за 13. 02. 1988.

25. Самолетом в Челябинск / Березниковский рабочий № 104 за 31.05.1989 г.

26. Расписание движения самолетов из аэропорта Березники по 15.02.1991 г. / Березниковский рабочий № 219 за 15. 11. 1990.

27. Пастухов А. Воздушными маршрутами / Березниковский рабочий № 29 за 9.02. 1985.


Работает на: Amiro CMS